Наш старый сайт

Неюбилейные заметки

Неюбилейные заметки

№43 (1236) от 26.10.202128.10.2021

Прошедшая неделя запомнилась рекордным количеством заявлений врио президента НАЭК "Энергоатом" П.Котина. Поводом стало 25-летие образования Компании 17 октября 1996 г.

МНЕНИЕ

23 октября на сайте Energoclub вышло большое интервью П.Котина "Что такое опыт эксплуатации в "Энергоатоме" и почему он успешный?".

Подчеркивается, что Компания является приверженцем культуры безопасности и реализует ее принципы. "В первую очередь — посредством установления приоритета безопасности над экономическими и производственными целями, подбора, обучения и повышения квалификации руководителей и персонала атомной станции, строгого соблюдения дисциплины при четком распределении полномочий и личной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей. Должно быть понимание, что каждый работник влияет на безопасность". Отмечает также, что для фиксации нарушений нормальной эксплуатации, информация о событиях на АЭС размещается в корпоративных базах данных "Цезарь" и Объединенной информационной системе опыта эксплуатации (ОИС-ОЭ). И сокрушается о том, что в новом НПА Госатомрегулирования Украины "Положение о порядке расследования и учета эксплуатационных событий в работе атомных станций" учтено очень мало предложений оператора АЭС.

Это интервью можно рассматривать как оппонирование результатам заседания Коллегии Госатомрегулирования, состоявшегося 13 октября и посвященного рассмотрению эффективности использования опыта эксплуатации и результатам расследования нарушений и отклонений на АЭС за I полугодие 2021 г. Коллегией принято постановление, в котором указывается "Энергоатому" на недостаточное качество расследования эксплуатационных событий, которые произошли в I полугодии 2021 г. на энергоблоках ХАЭС и ЗАЭС, невыполнение предыдущих решений заседания Коллегии Госатомрегулирования, недостатки в использовании опыта эксплуатации.

При количественном уменьшении нарушений на АЭС Украины по сравнению с 2001 г., Госатомрегулирование отметило, что в последний год возросло количество нарушений из-за отказов оборудования в связи с недостатками его изготовления, а количество нарушений по коренной причине из-за ошибок персонала увеличилось в 1.7 раза.

Особое внимание членов Коллегии было посвящено беспрецедентному случаю: о нарушении на РАЭС 6 августа 2021 г. и центральный офис "Энергоатома", и Госатомрегулирования узнали из письма СБУ через месяц! Причем, как показала внеплановая инспекция ГИЯР на РАЭС в начале октября, никакой фиксации этого нарушения не было не только в ОИС-ОЭ, но и оперативных журналах персонала смены. Такое случилось впервые за годы независимости Украины, и это происшествие полностью опровергает пафосные слова врио руководителя Компании о приверженности принципам культуры безопасности и "успешном успехе" в учете опыта эксплуатации. По ходу замечу, что многолетнее "врио" руководителей точно уж не способствует повышению их ответственности за безопасность эксплуатации АЭС.

Общественность также узнала от П.Котина, что "ЦХОЯТ может принять первое топливо после получения лицензии ГИЯРУ, для чего американской компании Holtec, по технологии которой оборудовано хранилище, необходимо завершить работы по обеспечению инфраструктуры отгрузки топлива с АЭС". Из письма компании Holtec, появившегося в СМИ на прошлой неделе, абсолютно ясно видно, что ответственность за инфраструктуру и исправность оборудования по отгрузке ОЯТ с АЭС лежит полностью на "Энергоатоме", а приказ №1-984-н от 21.10.21 г. "О результатах служебного расследования" преследует одну цель — скрыть фактически ответственных и назначить виновных.

Служебное расследование касалось нештатной ситуации (падение редуктора) во время модификации мостового крана, которая потенциально могла повлиять на уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности, произошедшей 29 мая 2021 г. на РАЭС. Кран является элементом инфраструктуры отгрузки ОЯТ. Следует отметить, что подразделение "Энергоатома" - "Атомкомплект" закупило все оборудование для реконструкции крана, включая подъемно-поворотное устройство (тельфер), изготовлением и комплектацией которого занималась российская компания "Диаконт". Именно вследствие некачественных подшипников и несоответствия их проектным требованиям (характер разрушений механизмов редуктора однозначно указывает на нарушение технологии термической обработки деталей) и произошла нештатная ситуация. В расследовании вину за произошедшее пытаются возложить на компанию-подрядчика. Но ни подрядчик модернизации крана, ни тем более Holtec никакого отношения не имеют к происшествию. И странно, что не рассматривается вариант диверсии…

На сегодня тельфер заменен, смонтирован и испытан; упавший редуктор крана отремонтирован на заводе-производителе в Финляндии и доставлен на РАЭС. В действиях же руководства "Энергоатома" просматривается блокирование окончания работ по реконструкции крана и последующей возможности отгрузки топлива на ЦХОЯТ. Это, чтобы не ввести в эксплуатацию ЦХОЯТ и продолжать вывозить ОЯТ в РФ?

Ольга КОШАРНАЯ,
энергетический эксперт