Наш старый сайт

Жизнь после "зеленого" тарифа

Жизнь после "зеленого" тарифа

№42 (1235) от 19.10.202125.10.2021

Внедрение новых способов стимулирования развития ВИЭ

Похоже, становится очевидным, что "зеленый" тариф на электроэнергию себя изжил, и нужно изучать и внедрять новые способы стимулирования развития ВИЭ, но по адекватной цене. Одним из решений этой проблемы являются "зеленые" аукционы, которые будут гарантировать выкуп чистой электроэнергии у генерации путем заключения договора купли-продажи на 20 лет, в то время как "зеленый" тариф действует только до 1 января 2030 г.

Договор дороже денег

Законодательно "зеленые" аукционы были регламентированы еще 2 года назад. Победителя аукциона будут определять по методу наиболее низкой предложенной цены, что, в свою очередь, должно будет снизить общие показатели стоимости электроэнергии на рынке. То есть между собой соревнуются производители, и такой подход еще и повысит конкуренцию на недавно созданном рынке возобновляемой энергетики. Закон, который регламентирует "зеленые" аукционы в Украине, был принят весной 2019 г. В нем определяются также годовые квоты — какой объем мощности объектов ВИЭ может быть предложен на аукцион в определенном году. Согласно Закону, нижняя граница годовой квоты для всех объектов ВИЭ (которые имеют право участвовать на рынке) составляет 15%. Конечно, эти квоты могут быть пересмотрены, поскольку их показатель зависит от международных обязательств Украины по развитию возобновляемой энергетики, Энергетической стратегии", реализации проектов ВИЭ-сектора. Следует сказать, что имеют право участвовать в "зеленых" аукционах ВЭС мощностью от 5 МВт и СЭС мощностью от 1 МВт, остальные (мини-ГЭС, станции на биомассе и т.д.) могут участвовать на добровольных принципах.

Хотя необходимый закон был принят, до сих пор существенных сдвигов не было. "Зеленые" производители сами не понимают, как эти процедуры будут происходить.

Идея "зеленых" аукционов — перспективная, так как снимает финансовую нагрузку с государства по оплате "зеленого" тарифа, перекладывая ее на бизнес, но в рыночных условиях.

Продолжается обсуждение вопроса изменения квот для разных типов альтернативной генерации. В Украинской ветроэнергетической ассоциации сообщили, что Министерство энергетики планирует пересмотреть и установить новые квоты для ВЭС и биоТЭС. В Минэнерго хотят увеличить квоты для мощностей ветровой энергии и биостанций, но в то же время уменьшить квоты для СЭС.

Ранее планировали установить общую квоту в 365 МВт мощности за год, из которых для СЭС — 155 МВт, ВЭС — 150 МВт, для других ВИЭ — 60 МВт.

Если летом тема возможного проведения аукционов еще обсуждалась, то сейчас, в период отопительного сезона, никто даже не вспоминает об альтернативной генерации.

Почти на рыночных условиях

Недавно Министерство энергетики предложило новую схему компенсации производителям ВИЭ — модель Feed-In-Premium, которая заключается в том, что "зеленые" выходят в свободное плавание и продают электроэнергию по рыночным ценам, а государство им потом компенсирует разницу к ставке "зеленого" тарифа. Такая схема исключает обязанность эффективной торговли "Гарантированого покупателя" на бирже и спотовых рынках. Между прочем, к этой эффективности у производителей ВИЭ много вопросов. И поэтому выход в свободный рынок дал бы возможность всем "зеленым" компаниям быть самостоятельными и самим нести ответственность за свою торговлю. В рамках этой модели может использоваться и аукционная цена, но Минэнерго предложило сократить ее действие с 20-ти до 15-ти лет.

"Кроме того, производители будут мотивированы создавать новые отдельные балансирующие группы, которые будут иметь возможность управлять небалансами собственного портфеля объектов в режиме реального времени, и во избежание небалансов, внедрять новые подходы и технологии прогнозирования, системы накопления энергии, что будет способствовать балансированию энергосистемы", — оценил преимущества предложенной модели первый заместитель министра энергетики Юрий Власенко.

Эта модель также привлекательна для рынка, поскольку будет способствовать конкуренции на всех сегментах и снизит нагрузку на государство по выплатам ВИЭ.

Польский опыт

В Польше уже давно начала работать система "зеленых" аукционов, которую курирует их регулятор. Для этого была создана онлайн-платформа IPA с удобным интерфейсом и всеми необходимыми инструкциями к использованию. На аукционы могут выходить производители "зеленой" электроэнергии из любого источника энергии, также не принципиальна дата ввода объекта в эксплуатацию — от терминов зависит только пакет необходимых документов для подачи заявки. Для участия в такой системе стимулирования производитель должен составить материально-финансовый план, в котором будут указаны все технические особенности, планы по производству, а также все финансовые ресурсы, которые были и будут привлечены в проект.

Первый аукцион в пробном формате проводился еще в 2016 г., а уже в 2017 г. была открыта полноценная сессия. Крайняя серия "зеленых" аукционов в Польше была в июне этого года. На одном из аукционов для станций мощностью более 1 МВт было 72 победителя, которые продали 24.6 млн МВтч на 5.6 млрд злотых (около $1.4 млрд). На другом аукционе для малых станций, до 1 МВт, было 335 победителей, которые продали еще 11.9 млн МВтч на 2.7 млн злотых ($680 тыс). Кстати, поскольку участников на этом аукционе было очень много, победителей определяли не только по самой низкой цене предложения, а и по очередности подачи заявки. Уже многие "зеленые" производители в Польше обеспечены контрактами до 2038–2039 гг. Может цена невысокая и составляет до около $55 за МВтч, но объемы поставки гарантированы и позволяют дальше развивать бизнес. Стоит отметить, что польский регулятор устанавливает максимальные цены на предложение, которые, кстати, с каждым годом только снижаются. Так, например, для станций мощностью свыше 1 МВт максимальная ставка предложения — 230 польских злотых ($58), для станций менее 1 МВт — 340 злотых ($85). Еще в 2020 г. эти ставки были на уровне 250 и 385 злотых соответственно. По оценкам регулятора, снижение цены спровоцировано резким увеличением предложения от солнечных станций.

Относительно ветроэнергетики в польском регуляторе заявляют, что солнечная генерация пока вытесняет ветровую, поскольку для ВЭС нужно больше разрешений и строительство выходит гораздо дороже. Но все-таки в Польше ожидают увеличения мощности оффшорных ВЭС. Во-первых, они перспективные для комбинации с производством водорода, о котором сейчас так много говорят. А во-вторых, они позволяют производить большие объемы, занимая небольшую территорию.

На польский рынок уже заходят большие иностранные компании. Например, испанская Iberdrola также победила на "зеленом" аукционе этим летом, обеспечив себе 50 МВт дополнительной мощности в стране, но испанцы оценивают польский потенциал ветроэнергетики в 7.3 ГВт, поэтому ждут следующих сделок.

В польском правительстве указывают, что благодаря "зеленым" аукционам было уже установлено 1.7 ГВт мощности СЭС, 600 МВт ВЭС, 100 МВт станций на биомассе.

На скорую руку

На сегодняшний день ситуация с ВИЭ в Украине вызывает множество вопросов. Например, решение о выпуске облигаций "Укрэнерго" для погашения долгов — идея занимательная, но эффект от нее краткосрочный. Допустим, "Укрэнерго" рассчитается по текущим обязательствам, но будут накапливаться новые, которые уже будут комбинироваться с обязательствами по облигациям. Конечно, государство предоставило гарантии для этих ценных бумаг, но ведь это не снимает нагрузки. Не заплатит "Укрэнерго", будет выплата напрямую из госбюджета. В любом случае, не в рамках рынка заплатят потребители либо в роли плательщика тарифа на передачу "Укрэнерго", либо в роли плательщика налогов в казну. Своего рода реструктуризация долга не решает проблему его накопления, а лишь оттягивает момент расчета.

В итоге, приходится констатировать, что "зеленый" тариф остается в прошлом, нужно двигаться дальше. В Украине "безобидные" долги уже начали продуцировать обращения иностранных компаний в международные арбитражи. Не хотелось бы заходить дальше и испытывать судьбу. Очевидно, нужно пробовать новые модели, которые не только позволят строить еще больше станций, но и будут способствовать конкурентному рынку, балансированию энергосистемы и обеспечению потребителей электроэнергией.

В итоге, ситуацию нужно решать системно, включая такие переменные, как рыночная составляющая, долговая нагрузка на предприятия государственной собственности, долгосрочность выплат. На время отопительного сезона все резко забыли о "зеленой" генерации, ведь стоит другой актуальный вопрос — накопление угля, но проблема никуда не делась.

Если мы будем вспоминать о "зеленой" генерации только в летние солнечные дни, то у нас есть риски выбиться из колеи углеродной нейтральности Европы, которая так активно обсуждается на каждом саммите. В "Гарантированном покупателе" указали, что за 2021 г. ожидают меньшую новую установленную мощность ВИЭ, чем в 2020 г. Если за весь прошлый год было установлено почти 2 ГВт "зеленых" мощностей, то за первое полугодие текущего года было установлено только 709 МВт, и темпы ввода их в эксплуатацию к концу года снижаются. В то же время украинский регулятор подсчитал, что суммарные выплаты по "зеленому" тарифу в 2021 г. будут составлять более 51 млрд грн. С одной стороны, мы имеем такие огромные суммы компенсации, а с другой — проблема с недостачей мощностей в отопительный сезон так и не решена, и мы вновь должны надеяться на запасы угля на не экологически чистых ТЭС.