Наш старый сайт

Артем КОМПАН: "Рейдернуть" клиентов — это не рыночный подход"

Артем КОМПАН: "Рейдернуть" клиентов — это не рыночный подход"

№05 (1198) от 02.02.202102.02.2021

Что должны и намерены предпринять парламент и правительство, чтобы без очередных потрясений вернуть газ в рыночное русло и при этом защитить население от резких колебаний цен? Как поступят трейдеры, отстаивая свою прибыль и клиентов? О "Нафтогазе", ресурсе "Укргаздобычи", перспективах дата хаба и судебных исков к правительству, индексных и годовых контрактах — об этом и многом другом рассказал "ЭнергоБизнесу" директор ООО "ЙЕ Энергия", глава Ассоциации поставщиков энергоресурсов Артем КОМПАН.

Алла ЕРЕМЕНКО

— "ЙЕ Энергия", как и многие другие газоснабжающие компании, возлагала большие надежды на либерализацию рынка. Временное ограничение цен на газ лично Вы сравнили с цунами, которое сносит такие компании, как ваша. Каким Вы видите будущее?

— Я всегда был сторонником либерализации рынка. Но перед открытием рынка необходимо решить ряд проблем. В частности, дайте всем поставщикам равный доступ к газу, добываемому "Укргаздобычей", решите проблему с долгами, накопленными за период ПСО из-за пробелов в регулировании рынка, и предоставьте поставщикам инструменты взыскания долгов с абонентов, которые систематически не рассчитываются. Ни одна из этих проблем не была решена.

Тем не менее, рынок открылся. Члены Ассоциации поставщиков энергоресурсов (АПЭ, г. Киев, с 2020 г., объединяет 30 компаний. — Ред.), как и входящие в другие ассоциации добывающие и снабжающие компании, занялись формированием портфелей, приступили к подготовке к отопительному сезону 2020/2021 гг.

Ситуация с подготовкой к отопительному сезону была бы намного лучше в случае открытия рынка в мае 2020 г., как планировали изначально. С мая по август традиционно происходит формирование ресурса газа на отопительный сезон, в том числе и в подземных хранилищах газа. Потому что это период наиболее низкой цены, что обусловлено сезонным падением спроса. Но правительство не давало никаких сигналов участникам рынка, поставщики не были уверены в его открытии с 1 августа 2020 г., и не решались в условиях неопределенности инвестировать в ресурс. В итоге рынок открылся в тот момент, когда цены поползли вверх.

"Нафтогаз" с самого начала давал демпинговые цены благодаря тому, что он монопольно распоряжается ресурсом "Укргаздобычи" (УГД). Но так не должно быть. Доступ к ресурсу должен быть равным для всех.

— Это Вы так считаете. Глава "Нафтогаза" А. Коболев, наоборот, уверен, что без ресурса УГД НАК не сможет обеспечить поступления налогов в госбюджет, а без них правительство не сможет финансировать те же социальные выплаты.

— Проблема в другом. По большому счету государство до сих пор не определилось ни со стратегией развития госкомпании НАК "Нафтогаз Украины" (и поэтому ее менеджеры ведут себя по отношению к государству в лице Кабмина и потребителям, как будто только они владельцы этой госкомпании), ни со стратегией развития рынка, включающей разумное регулирование цен и тарифов естественных монополий. Нет даже приблизительно концепции развития добывающей отрасли. Никто не отвечает за энергобаланс страны. (В 2016 г. "Нафтогаз" удачно для его менеджмента сбросил с себя обязательство составлять и отвечать за выполнение прогнозного баланса поступления и распределения природного газа в Украине.) Государство и Минэнерго практически утратили контроль над стратегическими государственными энергоактивами.

— Минэнерго хотят вернуть прежде выведенные из сферы его влияния Оператора транспортировки электроэнергии ("Укрэнерго"), Оператора ГТС. Это формальность?

— С 2014 г. Минэнерго стремительно теряло свои позиции и влияние. Все, что касалось нефти и газа, перестало рассматриваться на уровне правительства. Какие-то вопросы рассматривались, но их, как правило, лоббировала НАК "Нафтогаз Украины".

Министерство энергетики должно в целом сводить энергетический баланс страны. Те госкомпании, которые принимают участие в формировании баланса, должны подчиняться Кабмину, а не наблюдательным советам или еще каким-то внешним управленческим единицам. Подчинение государству ключевых компаний, в которых есть проблемы, было бы правильным.

Сегодня очевидно, что государство имеет проблемы с управлением ключевыми активами, прежде всего, в энергоотрасли вообще и в газовой в частности. В рамках реформы корпоративного управления в 2016 г. оно дало возможность набсоветам энергокомпаний контролировать ряд стратегически важных активов, по сути, лишив себя возможности влияния на деятельность этих компаний. Одной из таких надстроек является НАК "Нафтогаз Украины" — огромная конструкция с большим количеством компаний внутри, она высасывает из них ресурсы и генерирует убытки.

Тот уровень доходности, который мог быть, скажем, в "Укргаздобыче", нивелируется перекрестным субсидированием других компаний, находящихся в структуре "Нафтогаза". Государство не может понять, какая компания в составе НАК рентабельна, какая нет, и какие шаги нужно предпринять, чтобы все компании были рентабельны.

О "Нафтогазе"

— Что, на Ваш взгляд, должен предпринять Кабмин, чтобы вернуть себе контроль над стратегическими госактивами "Нафтогаза"?

— Можно нанять новый менеджмент, создать совместное предприятие с частным бизнесом, пойти на IPO, пригласить инвесторов. Но для этого надо разделить группу "Нафтогаз" и получить капитализацию отдельных компаний. Например, "Укргаздобыча" (УГД) как отдельная компания могла бы иметь больший успех, развиваться активнее, иметь достаточную капитализацию и быть игроком не только на рынке Украины, но и Европы.

— Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" А. Коболев говорит, что одну УГД выпускать на IPO нет смысла, мол ее капитализация будет значительно выше в составе группы "Нафтогаз". Вы с таким подходом не согласны?

— Государство должно проанализировать работу группы и очистить ее от нерентабельных компаний. Если "Укргаздобыча" выйдет из состава "Нафтогаза", она будет развиваться намного быстрее, эффективнее и качественнее.

— Вы не один приверженец такой идеи…

— УДГ должна реализовать госпрограмму развития добычи углеводородов. У этой компании есть возможность напрямую прозрачно продавать газ внутри страны, и тогда социально незащищенные потребители получат газ по самой оптимальной цене. Это один из возможных вариантов.

При определенных условиях УГД может и экспортировать газ. Можно производить из этого газа более дешевую электроэнергию. Но государство должно определиться, какой оно видит судьбу этих активов.

Можно, конечно, капитализировать "Нафтогаз" в целом как группу, но в таком случае государство потеряет контроль над стратегически важными объектами инфраструктуры. Я считаю, что допускать этого нельзя.

По сути "Нафтогаз" сейчас — это трейдер, который получает государственный ресурс и продает его с маржей для себя. И при этом заявляет о десятках миллиардов убытка по результатам 2020 г.

Зачем и кому нужна госкомпания, генерирующая убытки? Государство может нанять качественный менеджмент с понятными KPI и рассматривать разделение "Нафтогаза" на стратегические компании.

Когда с 1 августа 2020 г. был открыт рынок газа для населения, думаю, в "Нафтогазе" испытывали определенный оптимизм по поводу того, что они оперативно смогут сконцентрировать в своих руках 25% рынка бытовых потребителей. Но блицкриг не удался. По информации самого "Нафтогаза", у них сейчас 9% рынка бытовых потребителей.

— Лиха беда начало. Газсбыты, тем не менее, теряют долю на рынке поставок домохозяйствам.

— Да, но мы к этому были готовы. "Нафтогаз" не скрывал своего намерения проводить агрессивную политику в этом сегменте рынка. Тем не менее, у компаний-членов Ассоциации отток клиентов в среднем составляет 2-3%. Существенная часть новых клиентов "Нафтогаза" — это клиенты поставщиков, которые в силу разных причин попали на поставщика "последней надежды".

— Вы предлагаете, чтобы министр энергетики подписал контракт с новым эффективным менеджером? Для этого министру придется найти веские причины, позволяющие досрочно расторгнуть четырехлетний контракт с А. Коболевым.

— А разве их нет? Программа 20/20 провалена. У государства нет концепции развития энергетики. У нас есть Минрегион, которое якобы отвечает за коммунальные процессы, Минэнерго, которое занимается электроэнергетикой и углем. По сути Минэнерго превратилось в "министерство убыточных госшахт". В Кабмине никто системно не занимается газом, а тепловиками и подавно.

О долгах, субсидиях и судах…

— "Нафтогаз" обвиняет компании группы РГК и такие, как Ваша, в завышении цен. Разве АМКУ к вам не имеет претензий?

— Мы в рабочем порядке предоставляем информацию на запросы Комитета. Это их задача — следить за конкурентной средой.

— Его расследование имеет отношение к рынку и сдерживанию цен?

— Самое непосредственное. Что нас всех ожидало на пороге открытия рынка газа? Цена газа на мировых рынках пошла вверх. С момента открытия рынка цена выросла почти в три раза. Приблизительно также выросли и цены в Украине. Государство столкнулось с недовольством граждан, возросшими затратами на оплату коммунальных услуг и энергоресурсов.

Мы вышли с предложением, основываясь на опыте европейских стран поддержки рынков в период пандемии и резкого роста цен, выделить компенсацию либо поставщикам, либо производителям, либо потребителям газа. Предлагали пересмотреть размер допсубсидий.

Но нас снова не услышали.

— АМКУ указывает, что есть вопросы к членам возглавляемой Вами АПЭ. В частности, полный анбандлинг газораспределительных и сбытовых компаний не произошел. У всех компаний одинаковые адреса…

— Анбандлинг и требование Второго энергопакета — это то, что было выполнено Украиной в полной мере. Произошло юридическое разделение газораспределительных компаний на облгазы и газсбыты. Сейчас мы стремимся уже к Третьему энергопакету. Его имплементация была невозможна без полного открытия рынка. После того, как рынок газа открылся, начался и процесс окончательного отделения облгазов и газсбытов. Это означает, что у компаний разные акционеры, разное управление, разный менеджмент.

"Нафтогаз" отделял Оператора ГТС пять лет. Мы не хотим делать это так, как делал "Нафтогаз". Сейчас происходят окончательные этапы разделения, но они требуют времени.

— Вы готовы подписаться под категоричным заявлением не чужой Вам РГК? Цитирую: "Административное ограничение цены газа для населения со стороны правительства цементирует монополию НАК "Нафтогаз Украины". Действия правительства ведут к ликвидации конкуренции, дискриминации и уничтожению частного бизнеса на национальном газовом рынке".

— Не только "ЙЕ Энергия", но большинство участников рынка газа. Вместо рыночных методов у нас вводится государственное регулирование цены, которое отбрасывает всю реформу на несколько лет назад. Поставщики, которые поверили в реформу, пошли в сложные индексные контракты с европейскими компаниями, начали применять спотовые решения, заключали квартальные договоры, чтобы дать своим потребителям более выгодную цену газа, а решением правительства одномоментно были поставлены перед угрозой дефолта.

— Участники АПЭ готовы предложить клиентам понятный и прогнозируемый годовой продукт?

— С апреля цена газа пойдет на спад. Мы готовы разрабатывать годовой продукт для своих клиентов. Но чтобы его сделать и предлагать клиентам, нужен гарантированный доступ к украинскому ресурсу — к газу УГД.

— Открытой продажи части ресурса "Укргаздобычи" (5-7 млрд куб м) на бирже требуют некоторые депутаты и Секретариат ЕЭС. Ю. Тимошенко анонсировала законопроект о безусловной продаже ресурса УГД по цене его себестоимости с маржей в 30% исключительно населению. Что Вы предлагаете?

— В нынешних условиях вполне реально продавать часть ресурса УГД на бирже. Компания получит стабильный доход, государство — ренту, налоги и дивиденды от добычи. (В 2020 г. рентные платежи УГД сократились почти вдвое; дивиденды забирает "Нафтогаз" как учредитель "Укргаздобычи". — Ред.) Вместо этого мы "тушим пожар газом".

— Государство должно защитить интересы потребителей.

— Обратите внимание, как государство поддерживает население — потребителям, которые получили увеличенный тариф на отопление, предоставлена адресная помощь. Тепловики купят газ по рыночной цене у "Нафтогаза", но государство даст им компенсацию, чтобы для населения цена за тепло была льготной. При этом государство не предусмотрело компенсацию тем гражданам, которые отапливают свои дома газом.

Из 7.9 млн бытовых потребителей с индивидуальным газовым отоплением 2.1 млн уже являются получателями жилищной субсидии, рассчитанной по рыночной цене газа. Остается 5.8 млн потребителей, которые используют газ для отопления, но не обеспечены субсидиями. То есть необходимо адресно просубсидировать эти 5.8 млн. Размер адресной помощи для них на январь приблизительно мог бы составить 2.6 млрд грн. Но такой вариант даже не рассматривался.

— Вернемся к кейсу с компенсацией.

— "Нафтогаз" получил компенсацию в 32.2 млрд грн за то, что поставлял газ, как оптовый продавец, компаниям, которые были определены постановлением Кабмина в 2016 г. поставщиками газа населению по специальным обязанностям. В период действия ПСО цена газа для населения была не рыночной, компания продавала газ по заниженной цене. Разница между ценой, установленной правительством, и фактически рыночной ценой и была компенсирована "Нафтогазу".

Чем отличается этот пример выплаты компенсации от того, что происходит сейчас? Поэтому я уверен, что поставщики, которые получат убытки за поставку газа населению в феврале и марте по цене 6.99 грн за тыс куб м, скорее всего, будут защищать свои права в судебном порядке.

— Вы и участники Ассоциации поставщиков энергоресурсов пойдете в суд?

— Да, однозначно пойдем.

— Других вариантов нет? Суды — это долго и накладно.

— Государство может предложить участникам рынка другой вариант урегулирования ситуации — продать украинский газ по цене 6.99 грн/куб м минус фиксированная маржа поставщика и плата за транспортировку газа. И с условием поставки только населению.

— Оператору ГТС вряд ли понравится такой вариант... Расскажите подробнее про индексные контракты.

— Так работают многие поставщики. У нас, например, есть индексный контракт с конкретным спредом. Например, индекс TTF+2.5, который был заключен в декабре 2020 г. для формирования ресурса на первый квартал 2021 г. По этому контракту цена ресурса была зафиксирована на определенном уровне.

Когда открывался рынок бытовых потребителей, "Нафтогаз" предложил поставщикам годовой продукт, привязанный к формуле NCG+1.95 front month. Если посмотреть сейчас на этот контракт, то цена на ресурс февраля по нему составляет 9555 грн за тыс куб м. Собственно, такой является цена по импортному контракту. Но к ней нужно добавить затраты на сбыт, поддержку онлайн и оффлайн инфраструктуры поставщика и стоимость пользования деньгами, ведь население платит за газ с допустимой отсрочкой в 45 дней. Так прописано в правилах поставки природного газа.

Поэтому мы, АПЭ, и предлагали: давайте не будем убивать рынок, дайте адресную помощь потребителям, которые не в состоянии оплатить рыночную цену. Мы призываем правительство найти компромиссное решение. Если есть компенсации тепловикам и энергетикам — обеспечьте компенсации по газу.

О дата хабе и годовых контрактах

— Что скажете об условии — продажа поставщикам ресурса УДГ на февраль-март в обмен на данные о клиентах для создания дата хаба?

— Это условие, которое выставляет НАК "Нафтогаз", мы можем расценивать, как желание создать свою монополию в части продажи газа конечному потребителю. Дата хабы действительно существуют в Европе, в частности, они зарегистрированы в четырех европейских странах — Дании, Нидерландах, Португалии, Эстонии. Их всего четыре, и они не собирают персональные данные клиентов (ФИО, адрес, налоговый код и др.). И вообще проблема защиты данных потребителей чрезвычайно актуальна для Европы и во всем мире.

— "Нафтогаз" настоятельно предлагает создать единую абонентскую базу на его платформе и стремится получить доступ к данным абонентов газосбытовых компаний, коль те отказываются добровольно передать НАКу персональные данные, в частности EIC-код?

— Создание базы данных с персональными данными клиентов и доступом участников рынка к таким данным противоречит Регламенту ЕС о защите персональных данных. Этим регламентом предусмотрено, что передача и использование персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, то есть каждого конкретного потребителя.

Более того, это запрещено не только европейскими регламентами, но и законами Украины. Согласно ст. 14 Закона Украины "О защите персональных данных", распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных запрещено. Просто происходит подмена понятий.

Что такое дата хаб? Это не что иное как единая "информационная платформа", куда централизованно собираются данные про операции на рынке. Но такая информационная платформа у нас уже создана на базе Оператора ГТС Украины.

За заявлениями "Нафтогаза" о создании еще одного дата хаба стоят попытки получить данные о клиентах всех поставщиков газа для установления тотальной монополии на газовом рынке. Прийти и "рейдернуть" клиентов - это точно не рыночный подход, это уже совсем другая история.

— Что необходимо для балансировки рынка после окончания действия постановления об ограничении цен?

— Должна быть зафиксирована четкая модель работы рынка газа, которая не будет меняться ни в периоды низких цен, ни в периоды высоких цен. Она должна отвечать четырем условиям. Первое — государство не регулирует ни розничную, ни оптовую цену продажи газа. Второе — государство может зафиксировать граничную маржинальность поставщика. Третье — государство должно обеспечить равный доступ к покупке газа, добываемого УГД, всем участникам рынка. Четвертое — нужно выработать единый для всех рынков подход к предоставлению компенсации или увеличению субсидий потребителям в периоды пиковых цен или в таких ситуациях, как распространение COVID-19.

Кроме того, важно решить проблему со старыми долгами между поставщиками по ПСО и "Нафтогазом". Эти долги мешают компаниям работать. Мы видим решение этой проблемы через механизмы списания долгов, потому что источников выплаты этих долгов не существует. Они были сформированы из-за просчетов в государственном регулировании рынка.

И, как я говорил, нужно дать поставщикам инструменты взыскания долгов с потребителей путем приравнивания коммунальных платежей к алиментам, потому что проблема неплатежей существует не только в газе, а и в целом у коммунальщиков.

— Кстати, участники АПЭ готовы работать по так называемым годовым контрактам?

— С момента открытия рынка природного газа 1 августа многие поставщики работают над внедрением долгосрочных предложений для своих клиентов. Если бы либерализация рынка состоялась в мае, как планировалось, многие поставщики успели бы заключить выгодные контракты на закупку ресурса, когда цены были на самом низком уровне. Но открытие рынка состоялось формально в августе, а по факту только в сентябре, когда цены на ресурс в Европе начали стремительно расти. В таких условиях поставщикам, не имеющим доступа к газу отечественной добычи, было очень сложно спланировать поставки под годовой контракт и рассчитать его тариф. Слишком много неопределенности.

Несмотря на такое скомканное открытие рынка, многие потребители получили предложение от своих поставщиков — сделать запас газа на отопительный сезон по привлекательной летней цене. Такая акция у поставщиков, работающих под брендом "Твой газсбыт", называлась "Твоя энергонезависимость". Клиенты могли перед началом отопительного сезона закупить необходимый им объем газа по цене от 4.99 до 5.49 грн/куб м.

Такой возможностью воспользовалось около 50 тысяч клиентов членов Ассоциации. Они закупили на сезон более 115 млн куб м газа. Полагаю, что главной причиной небольшого количества участников акции стало условие предоплаты ресурса. Не все потребители могут позволить себе сделать предоплату на сезон. Но те, кто решился, точно не пожалели, учитывая нынешний уровень цены.

В текущем году возможность разработки годового контракта для бытовых потребителей ставится под сомнение фактом вмешательства государства в работу рынка газа.

О "ЙЕ Энергии"

— Откуда такое задиристо-хулиганское название компании? Ваша идея?

— Это коллективное решение. Компания вышла в сегмент поставки электроэнергии и прежнее название "ЕГаз" уже не соответствовало нашим планам. Мы немного его доработали. Получилось действительно такое хулиганское название. Теперь у нас ЙЕ и газ, и электроэнергия. Маркетинг накреативил хулиганских наклеек на Новый год, теперь у всех в офисе ноутбуки обклеены надписями: "Не лезь, убьЙЕт", "БезумиЙЕ", "ЗаряджаЙЕ", "ЙЕ антитела" и пр. Новое название уже живет своей жизнью.

— Компанией "ЙЕ Энергия" владеет Д. Фирташ?

— Это не секрет, официально опубликовано — Дмитрий Васильевич Фирташ.

— Может, и Вы частично тоже?

— Нет, я не акционер. Я нанятый менеджер, работаю по контракту.

— Какие отношения у "ЙЕ Энергия" с РГК?

— У нас нет взаимоотношений с компанией РГК ни в части формирования стратегии, ни в части продаж. Мы самостоятельная компания.

— Какой объем продаж и оборот компании?

— В 2020 г. "ЙЕ Энергия" реализовала в целом 5.6 млрд куб м газа. В этом году планируем продать порядка 6.5 млрд куб м. (См. досье "ЭнергоБизнеса").

— Это большая часть объема, потребляемого населением.

— Население потребляет в целом 8 млрд куб м. Мы также продаем порядка 1 млрд куб м юридическим лицам, участвуем в тендерах на поставку газа для ПТП "Укртрансгаза", Оператора ГТС. У нас есть продажи облгазам, продаем им газ для ПТП.

— "ЙЕ Энергия" намерена увеличить поставки других энергопродуктов?

— Мы поставляем также электроэнергию и хотим наращивать свою долю в этом рынке. 1 мая ожидаем открытия рынка по тепловикам. Нам этот сегмент понятен, и мы намерены в нем работать.

У нас есть также план выхода на IPO и капитализации компании.

— Когда планируете выйти на IPO?

— Пока мы структурируем свой бизнес. Это далекая перспектива.

— Сколько сейчас стоит "ЙЕ Энергия" со всеми активами и пассивами?

— Мы пока больше трейдинговая компания, сложно оценивать активы и пассивы трейдинговой компании.

— Вы отвечаете, как А. Коболев, все — коммерческая тайна.

— Мы частная компания, можем позволить себе не разглашать некоторую коммерческую информацию.

— На какой уровень маржинальности и прибыли Вы рассчитываете после отмены граничной цены на газ?

— Уровень маржи должен обеспечивать поддержку стабильной работы всех сервисов поставщика — колл-центра, точек продаж, онлайн ресурсов, сайта и личного кабинета, приложения, вайбер и телеграмм ботов. Всего того сервисного инструментария, которым пользуются клиенты. Мы готовы показать во сколько обходится работа этого сервиса. В маржу необходимо также включить плату банку за пользование кредитными деньгами 45 дней, пока потребители не оплатят поставленный им ресурс. Если считать по ставке 22-23% годовых по Ощадбанку, это добавляет к затратам порядка 150-200 грн на тысячу кубометров. Также есть плата Оператору ГТС за мощность.

Можно посмотреть на уровень маржинальности европейских компаний. Например, British Gas работает с маржей 10%. 10-15% — это соответствующий украинским реалиям размер маржи.

Если государство хочет снизить затраты поставщика, а значит и цену для потребителя, оно может предложить финансовый ресурс по ставке 10-15%, это снизит нагрузку.

Мы готовы дискутировать в рамках этой конструкции и отстаивать свою маржинальность и свою доходность. При маржинальности 10% мы рассчитываем на 1% прибыльности.

— Хранит ли "ЙЕ Энергия" газ в ПХГ "Укртрансгаза"?

— Сезон отбора газа уже заканчивается. У нас есть небольшие переходящие остатки. Готовимся уже к следующему сезону закачки в ПХГ.

— Компания пользовалась "таможенным складом" и льготами, предоставляемыми операторами ГТС и ПХГ при импорте газа на временное хранение?

— Да. Это было очень правильное предложение от Оператора ГТС, такие услуги нужно развивать.

— Должна ли "ЙЕ Энергия" Оператору ГТС за позитивные и негативные небалансы? Сколько?

— У нас с Оператором ГТС своевременно происходят расчеты. На данный момент у нас нет долга перед ОГТСУ.

— Должна ли ваша компания своим поставщикам газа? Сколько?

— Наша отсрочка платежа составляет примерно 45 дней. Это условие заложено в правилах поставки природного газа. Долги могут быть только в рамках этой отсрочки.

— Вы уже имеете представление, сколько участников АПЭ вынуждены будут временно или постоянно отказаться от поставок газа бытовым потребителям?

— Пока нет информации от всех компаний.

— Они надеются потом вернуть потребителей? Чем будут заманивать?

— Прежде всего, выгодными предложениями и удобными сервисами.

— Ваша компания не отказывается от своих бытовых клиентов. Где возьмете ресурс?

— Мы гарантируем поставку газа всем своим клиентам. Сейчас завершаем формирование ресурса февраля. Прежде всего, это импортные контракты.

— От вас уходят бытовые клиенты? Сколько?

— В среднем по компаниям-членам Ассоциации мы видим, что средний отток клиентов составляет от 2% до 3%.

— Вы пытаетесь их удержать? Каким способом?

— Определенная миграция клиентов, выбор другого поставщика — это нормальные рыночные процессы. В первые два года работы открытого рынка миграция клиентов будет более активная. Со временем перетоки станут незначительными.

— Вы рассчитывали увеличить число бытовых потребителей с отменой ПСО?

— Компании-члены АПЭ в регионах присутствия были на момент открытия рынка крупнейшими поставщиками, поэтому вопрос увеличения числа потребителей в пределах региона не стоял. Но у компаний были планы выхода в новые регионы. Как только рынок вернется к рыночным механизмам, думаю, поставщики вернутся к реализации таких планов.

Досье "ЭнергоБизнеса"
Артем КОМПАН, директор ООО "ЙЕ Энергия", председатель правления Ассоциации поставщиков энергоресурсов

Родился 24.11.1985 г. в Кировограде.

Образование: 2002-2007 гг. — Кировоградский государственный педагогический университет, учитель немецкого, английского языков и зарубежной литературы.

2008-2009 гг. — Центр последипломного образования Полтавского национального технического университета, специализация — "Оборудование нефтегазовых промыслов".

2012-2015 гг. — Харьковский национальный университет городского хозяйства им. Бекетова, направление - "Экономика и предпринимательство".

2014-2019 гг. — Киево-Могилянская бизнес-школа, направление — Presidents’ MBA.

Научная степень: кандидат технических наук, защитил диссертацию в Харьковском национальном университете строительства и архитектуры по теме "Вентиляция, освещение и теплогазоснабжение" (2017 г.).

Карьера: 2007-2009 гг. — ПАО "Полтавагаз", слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, слесарь по ремонту подземных газопроводов.

2009 г. — ПАО "Сумыгаз", слесарь КиПиА.

2009-2012 гг. — ПАО "Днепропетровскгаз", зам. начальника филиала по учету газа, начальник управления контроля и организации учета газа, заместитель председателя правления по учету газа.

2013 г. — ООО "Региональная газовая компания", глава департамента природного газа.

2014 г. — директор ООО "РГК-Трейдинг", которое впоследствии было переименовано в ООО "ЕГаз", а с октября 2020 г. — в ООО "ЙЕ Энергия".

В период работы в ПАО "Днепропетровскгаз" был избран депутатом Покровского райсовета (Покровское Днепропетровской области).

Имеет собственный (семейный) бизнес, но, по словам г-на Компана, непосредственно не управляет им.

Общественная деятельность: глава правления АПЭ, председатель общественной организации "Союз метрологов Украины", почетный президент детского футбольного клуба "Прометей" (Киев).

Семья: женат, воспитывает двух сыновей.

Хобби: авто-, мотоспорт, музыка.

СПРАВКА

ООО "ЙЕ Энергия" — крупный оптовый поставщик природного газа и электрической энергии бытовым и небытовым потребителям в Украине.

Уставный капитал ООО "ЙЕ Энергия" — 2.15 млн грн.

Учредитель: 100% уставного фонда ООО "ЙЕ Энергия" принадлежит кипрской Т.g.i. Gas Holdings Limited, конечный бенефициар — Дмитрий Фирташ, владелец Group DF.

С 2014 г. команда "ЙЕ Энергия" работала на рынке поставок природного газа под брендом ООО "РГК-Трейдинг", которое впоследствии было переименовано в ООО "ЕГаз", а с октября 2020 г. — в ООО "ЙЕ Энергия".

Бизнес: В 2020 г. "ЙЕ Энергия" реализовала 5.6 млрд куб м газа и 35 тыс МВт электроэнергии.

Оборот компании в 2020 г. составил 29 млрд грн.

В 2021 г. компания планирует нарастить объем продаж: до 6.5 млрд куб м природного газа и 95 тыс МВт электроэнергии.

Директор ООО "ЙЕ Энергия" — Артем Компан.

В компании работает 151 сотрудник.