Наш старый сайт

Авиастроение: "Руслан" и "Мрия"

Авиастроение: "Руслан" и "Мрия"

№22 (1215) от 01.06.202103.06.2021

Украина всегда была успешно представлена на мировом рынке со своей уникальной продукцией в авиастроении

Любители истории авиации помнят, что 25 мая 1889 г. по старому стилю ( 6 июня по новому) в Киеве родился Игорь Иванович Сикорский — создатель первых в мире четырехмоторного самолета "Русский витязь", тяжелого четырехмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета "Илья Муромец". Ну и, конечно же, серийного вертолета.

Однако поговорим мы сегодня не о нем. И не об Олеге Константиновиче Антонове - создателе огромного семейства самолетов "Ан", и не о других гениальных авиаконструкторах, а о развитии отрасли в целом.

Авиастроение в странах, которые могут себе позволить его развивать, всегда активно поддерживалось государством. Самолеты — это дорогой продукт с точки зрения как производства, так и покупателя. Всегда люблю цитировать Майкла Портера (у которого в свое время проходил тренинги), который в одной из последних своих работ "Конкурентное преимущество" подчеркивал , что "новые технологии заставляют изменить взгляд на функции продукта: продукты становятся частью огромных систем, в некоторых случаях, управляемых через компьютер из особого центра. Комплексные системы управления самолетом, автоматизация работы офиса, телекоммуникации, а также освещение, отопление, кондиционирование и работа лифтов в зданиях — все это примеры того, как отдельные до некоторого момента сферы бизнеса становятся тесно связанными друг с другом".

На мой взгляд, в этом заложен глубокий смысл, который необходимо понимать для развития отечественного авиастроения. То есть все смежные предприятия и научные центры должны быть высокотехнологичными.

Положительным является уже то, что хотя и со значительным запозданием, но в Украине все-таки создано Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, одной из функций которого является обеспечение заключения крупных контрактов в этой сфере. К примеру, заказ для "Антонова" на технику для армии может способствовать развитию этой отрасли. Похоже, что и Администрация Президента Украины это хорошо понимает, и пример тому - последняя пресс-конференция Президента на территории завода.

Также в конце февраля этого года Минстратегпром Украины презентовал проект Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 гг., которая сейчас находится на стадии обсуждения. В основу новой программы заложен объем финансирования почти на 36 млрд грн, из которых 55% — бюджетные деньги, а 45% — собственные средства предприятий отрасли. Как говорится в проекте программы, она направлена на завершение перспективных научно-технических разработок, которые были начаты и профинансированы предприятиями отрасли за собственные средства, — это самолеты, авиадвигатели, агрегаты для самолетов.

Пока что Украина может производит без кооперации с Россией лишь Ан-178. Спрос на эти самолеты, кроме Минобороны, есть и у МВД Украины. В частности, еще в 2020 г. МВД Украины заявляло, что закупит для своих нужд 13 самолетов Ан-178, но частично изменилось руководство госконцерна "Укроборонпром", что также может быть подспорьем в реализации этой стратегической программы.

В общем, как я полагаю, в Украине еще есть возможность возобновления производства современных самолетов. И в первую очередь необходимо посмотреть на отрасль как на целостную систему и создать мощные региональные кластеры, что позволит повысить синергию входящих в них отдельных компаний. Новосозданное министерство должно предусмотреть в госбюджете финансирование научных разработок на основе государственно-частного партнерства. Именно концентрация разных фирм и научных подразделений позволит возобновить в Украине авиастроение.

Впрочем, вернемся к Майклу Портеру. И тут важно не забывать о факторах, которые определяют прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе. А это угроза со стороны конкурентов, рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей и угроза появления новых конкурентов. Исходя из всего этого, практически сегодня лишь государство может предоставить новый импульс для развития авиастроения.

Материал приурочен к 30-летию независимости Украины

Дмитрий БАЮРА,
профессор КНУ им. Т. Шевченко