+38 (044) 425-55-56

Доплатит ли потребитель за государственные сети?

Доплатит ли потребитель за государственные сети?

18.06.2021 00:00

История с платой за государственные газовые сети тянется еще с 2015 года. Спустя шесть лет с принятия нормы становится очевидным, что эту плату может заплатить простой потребитель газа.

Никита КАРАЦЮПА

Еще один налог 

Идея взимания платы за аренду государственных газораспределительных сетей (ГРС) с бывших облгазов, ставших газораспределительными компаниями, обсуждается со времен правительства Арсения Яценюка и активно продвигалась с 2016 г. «Нафтогазом Украины».

Борцы за аренду предпочитают умалчивать, что плата за государственные распределиетельные сети должна быть учтена в тарифе на доставку газу. А значит, эти средства будут оплачены конечным потребителем.

И если кто-то надеется, что новый налог в виде платы за аренду ГРС тот же Фирташ заплатит из своего кармана, то глубоко заблуждается. Даже законодательно это не предусмотрено. В законе «О рынке природного газа» упомянуто об оплате за эксплуатацию госимущества, в том числе газораспределительных сетей. И только. Никаких конкретных и обязывающих документов в развитие и реализацию этой идеи не принято…

По разным подсчетам, в том числе и самого «Нафтогаза» тариф на распределение газа для потребителей может увеличиться от 3% до 10%. Но кто думает о потребителе, если на кону от 500 млн до 1 млрд грн дополнительных ежегодных сборов?!

У этих средств уже даже есть получатели. В структуре Минэнерго  и «Нафтогаза Украины» уже есть по одной компании, которые готовы собирать деньги потребителей. Причем направляться они будут не на например, энергосберегающие мероприятия и технологии, а в основном на… строительство газопроводов. Чтобы и дальше расширять «базу налогообложения». 

Это наводит на мысль, о том, что инициаторов создания спецкомпаний больше интересует сам процесс, нежели результат.

Сколько стоит 

Попытки упорядочить взаимоотношения при эксплуатации газораспределительных систем почти ровесники «Нафтогаза Украины». Но пока они ни к чему, кроме скандалов, масок-шоу в офисе «Нафтогаза», выемок документов толком не приводили.

Можно сказать, новейшая история ГРС начинается с их передачи на правах хозяйственного ведения облгазам в 2012 г. при премьере Николае Азарове. Такие договоры, согласно постановлению КМУ №770, были заключены с теперь уже бывшими облгазами на почти бессрочный период и фактически не предполагали оплаты за использование инфраструктуры и объектов ГРС. Основная задача - в обязанности эксплуатирующих компаний (облгазов) входило обязательство инвестировать амортизационные отчисления в сети и обслуживание ГРС. 

В  2015 г. при принятии закона «О рынке природного газа» в него была внесена поправка, которой предусматривалось, что пользование государственными сетями на правах хозяйственного ведения позволялось только компаниям из госсектора. В 2017 году газораспределительные компании подписали договора эксплуатации сетей, находящихся в госсобственности.

Знающие люди утверждают, что сейчас особый интерес к этим допсоглашениям (а точнее к 35 допсоглашениям к договорам о передаче госимущества в управление на правах хозяйственного ведения и к двум договорам о передаче ГРС непосредственно НАКу) проявляет НАБУ. Не прошло и десяти лет… Многие, наверное, помнят, как в офисе «Нафтогаза Украины» на ул. Богдана Хмельницкого спецуполномоченные перевернули тогда все – искали акты передачи имущества объектов ГРС облгазам за символическую «гривну»…

К слову, на таком же праве хозяйственного ведения до 2020 г. газотранспортную систему (ГТС) эксплуатировало АО «Укртрансгаз», а теперь ООО «Оператор ГТС Украины», а «Укртрансгаз» продолжает эксплуатировать подземные хранилища газа. 

Но это касается только эксплуатации. С собственностью ГРС ситуация несколько иная. 

По информации самого «Нафтогаза» и Фонда госимущества, газораспределительные системы и связанные с ними объекты принадлежат в основном государству. На данный момент доля государственных газораспределительных сетей оценивается в диапазоне от 50 до 70%. Потому как аудит госимущества так и не был проведен. Строительство этих сетей фактически оплатили все потребители газа в период строительства ГРС.

Управление газораспределительными сетями в Украине всегда осуществлялось газораспределительными компаниями. Сети всегда находились на их балансе. Операторы ГРМ их же и строили. Только раньше они назывались управлениями по газификации, позже их стали называть облгазами, а теперь – Операторами ГРМ. 

Протяженность газораспределительных систем по Украине – около 290 тыс. км. Именно газораспределительная система связывает газопроводы высокого давления и месторождения через комплекс газораспределительных станций (понижающих давление) с газопроводами низкого и малого давления вплоть до внутридомовых систем и каждой конфорки. И эта невероятная газовая паутина требует постоянного обслуживания.

Инвентаризация 

В 2017 году Кабмин поручил Минэнерго и ФГИ провести инвентаризацию и паспортизацию газораспределительных сетей, находящихся в собственности государства. Целью такого аудита было четкое определение, кому, сколько и на основании чего принадлежит. Так же им было поручено оценить остаточную балансовую стоимость государственных сетей. Справились ли они с этой задачей, вероятно, мы скоро узнаем из сообщений пресс-службы НАБУ.

В 2017-2018 гг., когда идеологи создания спецкомпании по сбору и распределению аренды за ГРС активно проталкивали эту идею через парламент и правительство, они оперировали цифрой суммарной остаточной стоимости государственной части ГРС в «более 5 млрд грн». И также активно уверяли, что «существует реальная возможность получить значительные деньги от передачи в аренду этих ГРС». Сумма называлась, как уже сказано выше, «от 700 млн до 1 млрд грн». По сути это и есть цена вопроса. И любая попытка собрать эти деньги приведет к появлению дополнительного налога, который придется заплатить конечному потребителю. 

Цепная реакция

Логика «назначения» арендной платы за использование инфраструктуры ГРС подсказывает, что вслед за взиманием платы за государственную долю ГРС аналогичную плату (за аренду) потребуют коммунальные и частные собственники. В свое время за собственные средства громад или, например, садовых обществ или кооперативов были построены сети, соединяющие многие населенные пункты с основными газораспределительными объектами. Так что, если за эксплуатацию государственных ГРС станут взимать арендную плату, негосударственные владельцы ГРС потребуют и своей доли, что логично. И это будет еще одна проблема, точнее еще один аспект той же проблемы.

Что скажет регулятор?

Когда идеологи введения арендной платы за эксплуатацию ГРС в 2016-2017 гг. штурмовали Кабмин своими обращениями и едва ли не требованиями, НКРЭКУ заняла вполне взвешенную позицию. Они же понимали, что все ляжет на плечи потребителей. Поэтому в принципе выступая за урегулирование проблемы эксплуатации государственных газораспределительных сетей и за их эксплуатацию негосударственными хозяйствующими субъектами на платной основе предлагали сначала решить такие проблемы:

  • определить источники финансирования расходов на проведение инвентаризации, надлежащей оценки и паспортизации объектов ГРС,
  • обеспечить возврат средств операторам ГРС, связанных с отчислениями (то есть арендную плату) на эксплуатацию ГРС, принадлежащих государству,
  • предусмотреть указанные выше средства в структуре тарифа на распределение газа, что однозначно приведет к его увеличению и повлияет на увеличение общей цены газа для потребителей…

Насколько известно, позиция НКРЭКУ в этом вопросе принципиально не изменилась. По крайней мере, на момент написания этого материала.

С учетом всего выше сказанного остается напомнить правительству, с чего начались «тарифные бунты» в январе – с увеличения тарифа на распределение газа операторами ГРС. Вопрос не в том, кто и зачем этим впоследствии воспользовался, а в том, что, вводя плату за аренду имущества ГРС избежать увеличения тарифа не удастся. На фоне общего социального напряжения и постоянно растущих расходов на «коммуналку» еще один налог в виде арендной платы граждане, они же избиратели, могут и не потерпеть – почему они снова должны оплачивать в этот раз - «крестовый поход» против олигархов?