Наш старый сайт

(БЕЗ)ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(БЕЗ)ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

№20 (1213) от 18.05.202118.05.2021

Советник Юлии Тимошенко времен ее второго премьерства как-то объяснил мне в неформальном разговоре, почему он не вошел в состав того правительства и в чем прелесть его статуса "советника" премьер-министра. "Мое дело — дать совет, а воспользуются им или нет, как и за последствия принятия/непринятия последующих решений советник ответственности не несет"… "Так смысл в наличии такого советника?", — спросила я. "В наличии выбора у премьера, а для меня — в статусности, тем более, что казне это прямо не стоит ни копейки". Вот она — квинтэссенция!

Глядя на скандальную историю отставки-переназначения членов наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украины" (выполнять свои обязанности до избрания и назначения Кабмином нового состава набсовета,! что предписано им уставом) создается впечатление, что они перепутали роль и ответственность советника "на добровольных началах" (то есть безоплатный статус) и члена наблюдательного совета.

Впрочем, члены набсовета не только не понесут ответственности как за принятие решений, так и за бездействие, да еще и заработают.

Не берусь оценивать способ, которым правительство как акционер урегулировало снятие- назначение председателя правления "Нафтогаза", сменив Андрея Коболева на его "заклятого друга" Юрия Витренко.

Другое дело, чего на самом деле добивался и добивается Кабмин Дениса Шмыгаля, а точнее, Владимира Зеленского? Если просто вознамерился раньше срока поменять состав набсовета "Нафтогаза" и ввести в него "нужных" власти представителей, чтобы они получали щедрые бонусы, — это одно. Если цель в том, чтобы новые члены набсовета выполняли предписанные функции корпоративного управления и на практике не позволяли оперативному правлению "Нафтогаза" заниматься самодеятельностью на государственных активах, причем фактически бесконтрольно и получая за это неоправданно щедрые бонусы, — это другое. Но Кабмин явно не пошел на скандал, чтобы оправдываться перед инвесторами, американскими и европейскими политическими и экономическими, пусть и ситуативными, но все же партнерами.

Объективно оценку перестановкам на таком уровне можно будет дать только после выхода на IPO. И такой оценкой будет будущая котировка акций "Нафтогаза". Хотелось бы, чтобы возможное будущее НАКа не повторило участь американского энергетического гиганта Enron.

Но сначала Кабмин (не важно, Шмигаля или другого уже премьера) должен сам определиться с границами делегируемых (а не "приватизируемых" набсоветом и председателем правления) полномочий и задачами набсовета, и не только "Нафтогаза", "Укрзализныци" ets.

Когда правительство сначала само утверждает устав такой компании, как «Нафтогаз Украины», в котором черным по белому буквально написано, что набсовет, его бонусы и другие вознаграждения фактически зависят от милости председателя правления компании, а доходы главы компании от милости набсовета, то почему вы ожидаете, что члены набсовета будут «независимыми» от главы правления или независимы в принципе?

С такой уставной формулировкой, как у «Нафтогаза», ситуация программируется «баснословная» — не только в смысле, как в басне: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», но еще и с баснословной прибылью поющих друг другу дифирамбы о приверженности принципам корпоративной этике. Одно логично следует из другого.

В случае с "Нафтогазом" - "независимость" членов набсовета, читать надо, пожалуй, "независимый от кого/чего"? От здравого смысла, например. Чем не вариант ответа?..

Не случись скандал с набсоветом "Нафтогаза Украины", возможно, его надо было бы придумать или спровоцировать. По крайней мере, дабы придать новый импульс реформам.

Впрочем, если Кабмин сам утверждает такой устав и программирует конфликт материальных интересов и моральных принципов, утверждая беспринципность, устанавливает такие размеры бонусов (от 700 тыс грн до 3 млн грн) членам набсоветов госкомпаний, как в постановлении №668 от 4 июля 2017 г. с последующими изменениями, то причем здесь принципы корпоративного управления, фамилии членов набсоветов и председателей правлений госкомпаний?

С такими подходами рассчитывать на успех, мягко говоря, сложно.

Спасти ситуацию может только подписка на "ЭнергоБизнес", дабы в случае очередного кризиса быть во всеоружии, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

С уважением,
специальный корреспондент "ЭнергоБизнеса"
Алла Еременко