Наш старый сайт

Корпоративная культура — душа бизнеса

Корпоративная культура — душа бизнеса

№33 (1226) от 17.08.202121.08.2021

Без высокого уровня корпоративной культуры нельзя достичь успеха в бизнесе, а тем более его масштабировать. Несмотря на кризисные экономические и политические потрясения, уровень корпоративной культуры в Украине за 30 лет независимости все же вырос.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Слово культура всем известно и происходит от латинского понятия "cultus", которое обозначает в прямом смысле "поклонение божеству". Естественно, корпоративная культура имеет свои специфические особенности, которые закладывают учредители любого бизнеса. Но если говорить упрощенно, то это система ценностей в любом бизнесе. При этом эти ценности должны разделять не только собственники, акционеры, топ-менеджеры, но также понимать все сотрудники и другие стейкхолдеры, а особенно партнеры по бизнесу. Поэтому именно те компании, которые имеют высокий уровень корпоративной культуры, могут легко завоевать лидерство на рынке и превосходство над своими конкурентами.

Почему можно говорить, что уровень корпоративной культуры в Украине вырос? Возьмем, к примеру, компании, которые занимаются торговлей нефтепродуктами. Еще в середине 90-х годов мне приходилось готовить в рабочей группе проект постановления Кабмина о приватизации земельных участков под создание автозаправочных станций. В то время автозаправки были в ужасном состоянии, а сам проект неоднозначно поддерживался различными министерствами и ведомствами. Качество и уровень обслуживания в таких компаниях был еще хуже. Сегодня ключевые крупные компании на этом рынке предоставляют мультисервис и отличный спектр услуг не только для обслуживания автомобилей, но и непосредственно пассажиров. Крупные сети АЗС развиваются и конкурируют между собой посредством цены, качества, широкого спектра услуг и уровня обслуживания. Однако проанализировав успех этих компаний, можно прийти к определенному выводу - в основе их успеха лежит не только получение прибыли, но, в первую очередь, человеческий фактор и формирование, в менеджменте команды единомышленников. По сути, компании вынуждены были выстраивать свою собственную корпоративную культуру.

Естественно, сформировать высокий уровень корпоративной культуры в одночасье невозможно. На это требуется время и деньги. Многие успешные компании тратят значительные ресурсы на проведение различных тренингов, практических занятий с целью, чтобы сотрудники осознали собственные ключевые ценности компании. А международные транснациональные корпорации и некоторые из наших компаний имеют собственные корпоративные университеты или центры обучения персонала, в программах которых более 50% учебного материала посвящено формированию корпоративной культуры их бизнеса. В последние годы мне нравится просматривать и анализировать кодексы корпоративной этики и поведений различных украинских и международных компаний в разных видах бизнеса. Ценности компании сложнее всего выписать и запротоколировать. Но те традиции, которые формируются в компаниях, легко передаются по цепочке от акционеров к сотрудникам. И это главное. То есть культура передается и формируется не на бумаге в виде миссии, а в виде эффективных социальных коммуникаций в ходе принятия решений между сотрудниками в компании.

О значении и сущности корпоративной культуры для успеха компании отлично написал Ричард Гэлэгер в книге "Душа организации. Как создать успешную корпоративную культуру". Он исследовал много компаний и пришел к выводу, что корпоративная культура может разрушить вашу компанию, аможет стать фундаментом ее успеха. "Предприятия с низкой культурой бизнеса терпели крах, несмотря на производство великолепных товаров и прекрасную бухгалтерскую отчетность, а предприятия с высокой культурой оказывались победителями при гораздо белее неблагоприятных обстоятельствах", — утверждает Гэлэгер. С его выводами сложно не согласиться. Это напоминает и спортивные игры на олимпиаде в Токио. Многие спортсмены с развивающихся стран, не имея инфраструктуры для подготовки спортсменов, именно благодаря высоким ценностям и тренерским наставлениям смогли достичь успеха.

В общем, корпоративная культура очень динамична.

Но ее легко разрушить. И это видно по многим нашим компаниям и государственным органам, когда новое руководство не разделяет ранее сформированные ценности в компании или ведомстве. Начинают проводить кардинальную корпоративную реструктуризацию без учета уровня корпоративной культуры. И это, как правило, в большинстве случаев приводит к стагнации бизнеса или неэффективному госуправлению в ближайшее время после реструктуризации. В общем, корпоративная культура формируется по правилам действий "Как стать лучшими в своем деле", а не "Быть лучшими".

Материал приурочен к 30-летию независимости Украины

 

Дмитрий БАЮРА,
профессор КНУ им. Т. Шевченко