Наш старый сайт

Кризис автомобилестроения, или Без руля

Кризис автомобилестроения, или Без руля

№20 (1213) от 18.05.202119.05.2021

Автомобильная отрасль в Украине пребывает в кризисном состоянии. Особенно это касается автомобилестроения

В прошлом году в Украине было произведено всего лишь около 5 тыс автомобилей. При этом 3386 собрала компания "Еврокар". Практически простаивают Запорожский автомобилестроительный завод ("ЗАЗ"), "АвтоКраз", корпорация "Богдан" и др. Сегодня автомобильная отрасль Украины насчитывает 125 предприятий, в том числе 7 проектных и научно-исследовательских институтов. Общее количество работающих в отрасли — 85.3 тыс человек. Однако еще в марте 2002 г. приходилось анализировать инвестиционный проект по развитию СП "АвтоЗАЗ-Daewoo".

В то время Украина имела все возможности для развития автомобилестроения. Можно утверждать, что более 350 предприятий были вовлечены в этот инвестиционный проект. Это Белоцерковский и Днепропетровский шинные заводы, Днепропетровский завод "ИСТА" (аккумуляторы), Каменец-Подольский, Кременчугский заводы, которые выпускали почти полную номенклатуру материалов и комплектующих деталей для автомобилей. Кроме того, в то время в Украине были созданы 44 новые предприятия по производству радиаторов, электрооборудования, датчиков, реле и т.д. То есть Украина имела возможности для развития отрасли.

Однако доля национальных производителей на автомобильном рынке Украины тогда составляла всего около 5% от общего объема. К примеру, в Польше — 80%, Румынии — 82%, РФ — 80%. При этом Украина импортировала свыше 80% старых автомобилей. Общий же парк легковых автомобилей на рынке Украины увеличился с 1.4 млн в 1990 г. до 3.26 млн единиц в 1999 г. На 1 тыс человек в Украине приходилось всего лишь 65.8 автомобилей, в то время как в Чехии — 344.8, Венгрии — 232.6, Польше — 222.2, Болгарии — 188.7, Румынии — 109.9, РФ — 100.

Украинский автомобильный рынок оценивался зарубежными экспертами как один из самых больших в Европе. Но в целом автомобильная отрасль Украины была технически отсталой и требовала больших инвестиций и реализации успешных инвестпроектов. В целях создания условий для привлечения инвестиций в отечественное автомобилестроение был принят 19 сентября 1997 г. даже специальный Закон Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине", который действовал до 1 января 2008 г. Закон способствовал частичному привлечению инвестиций, созданию СП и даже увеличению производства, в частности легковых автомобилей, в среднем до 300 тыс в год. Однако существенных структурных изменений и прихода в производство мировых лидеров, как это случилось в странах Восточной Европы, в Украине не произошло. Есть положительные примеры производства комплектующих для мировых лидеров в ряде областей Западной Украины.

По мнению экспертов, во многом на кризис в автопроме повлияли несколько факторов. Во-первых, это низкая покупательская способность населения. Во-вторых, это импорт подержанных автомобилей. И в-третьих, это всевозможные риски и отсутствие государственной стратегии развития собственного автомобилестроения. Если проанализировать работу того же "ЗАЗ", то в 2019 г. его производственные линии вообще были законсервированы. Хотя сейчас есть перспектива сотрудничества с Groupe Renault, которая произвела масштабную модернизацию и развернула систему контроля качества производства Alliance Production Way (APW).

Производители и многие отечественные эксперты сегодня утверждают, что сейчас необходимо пересмотреть отдельные положения договора про ассоциацию с ЕС. В частности, инициировать специальные меры и принять повышенные ставки пошлин, которые бы ограничили ввоз автомобилей, которые не отвечают экологическим требованиям в странах ЕС и США. По этому поводу в Верховной Раде даже обсуждаются отдельные законодательные инициативы. В общем, с этим сложно не согласиться, поскольку в Украину ввозятся автомобили, которые практически подлежат утилизации и наносят вред как экологии, так и здоровью граждан. К тому же нужны дополнительные средства для их утилизации. Можно вспомнить целую эпопею и наплыв евроблях. Однако лоббисты сумели добиться льготного периода для растаможки подержанных автомобилей, ввезенных на территорию Украины до 31 декабря 2020 года.

Следует подчеркнуть, что в Украине все же есть возможность, а именно, ресурсы, производственные мощности, для выпуска высокотехнологической продукции автомобилестроения – электромобилей. Но сумеет ли она воспользоваться этим шансом - все зависит от наличия здравого смысла у политической власти.

Материал приурочен к 30-летию независимости Украины

Дмитрий БАЮРА,
профессор КНУ им. Т. Шевченко