Наш старый сайт

Пере работка

Пере работка

№07 (1251) от 15.02.202217.02.2022

На 31 году независимости украинскому руководству придется придумать как возродить производство нефтепродуктов в стране

Нет ничего печальнее, чем считать чужие, но при этом все-таки наши деньги – именно те кровные, что мы ежегодно собираем и со слезами на глазах отдаем русским и белорусам за поставленные нефтепродукты. В 2021 году общая стоимость импортированных моторных топлив в Украину увеличилась на 63.8%, до $5.757 млрд. В обществе считается, что ничего зазорного в этом нет – это же рынок. С другой стороны,  общество считает, что импортировать природный газ из РФ – первородный грех и национальное предательство. Да, общество плохой маркер здравого смысла. Но мы, обозреватели энергетических рынков, должны поднимать неудобные вопросы и по возможности на них отвечать. 

Владимир ДОЛЬНИК

А любовь у нас была шуточной?

На минувших выходных Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не будет поставлять Украине топливо и электричество в случае эскалации между Россией и Украиной. «Мы отрежем всякие поставки не только ГСМ (горюче-смазочных материалов. – Ред.) совместно  с Россией. А и  электричество...», – заявил белорусский политик. Может он сам того не хотел, но сказал. Бацька теперь в зоне риска, увы. Лукашенко, наверное, не учел, что в случае эскалации между Украиной и Россией поставки отрежутся сами собой, так как перестанет существовать сам источник поставок. Так, российские войска на территории Беларуси концентрируются в районе Речицы (причем недалеко от сел, которые ближе к границе Украины), а также Гомеля, где расположены Белорусский ГПЗ и Мозырский НПЗ соответственно. При интенсивных обменах ударами ракетно-артиллерийским вооружением между Вооруженными Силами Украины и российскими интервентами, судьба заводов предрешена. Безусловно, весь персонал необходимо будет эвакуировать и производство остановить – заводы это не спасет, но люди выживут. Но, это спекулятивные рассуждения,  главное другое – Беларусь больше не может считаться надежным поставщиком. Зачем нам поставщик, который в час нужды готов отказать нам в поставках? Нет, это так не работает. 

А как же мы зависим друг от друга? По данным «НефтеРынка», импорт ДТ из Беларуси в январе 2022 г. составил 262.4 тыс т (+36.0%), бензинов около – 101.8 тыс т (+32.0%) и порядка 31.8 тыс т (+21.6%) сжиженного газа. В 2021 г. мы рекордно скупились у сябров: 2 млн т дизеля, 1 млн т бензинов,  256 тыс т LPG, 630 тыс т битума.  Украинские импортеры покупают белорусские нефтепродукты по контрактам с премиями от $30/т. То есть в условиях санкций Запада, Украина, оставаясь последним надежным, а главное крупным покупателем белорусского ресурса, вынуждена доплачивать Беларуси за возможность покупки ее нефтепродуктов. Президент Украины Владимир Зеленский, реагируя на слова белорусского политика, отметил существенный дисбаланс в торговых отношениях между странами. «У нас товарооборот $6 млрд: $1.5 млрд экспортирует Украина в Беларусь, а $4.5 млрд экспортирует Беларусь в Украину», - заявил Зеленский. И ведь дисбалансы процветают и в других сферах: уже давно многих возмущает импорт грузовиков МАЗ в Украину, при том, что ни один КРАЗ в Беларусь не поставлен. Это работа «Белоруснефти» в Украине – они бурят скважины, проводят ГРП, 3D сейсмику – в общем все то, что могли бы делать украинские компании самостоятельно. И зарабатывают они согласно  рынку – никакой там братской любви, выраженной в деньгах, и в помине нет. Нет, это так не работает.

Про русских и говорить не хочется – нравится не нравится, а «Роснефть» наварится. Но, считаем ли мы данное положение вещей таким, что нельзя развернуть в нашу пользу? Давайте разбираться. 

Что с нефтепереработкой? 

Украинский баланс светлых нефтепродуктов выглядит следующим образом: 2+2+8 = 12 млн т (это без учета битумов и масел).  В Украине мы потребляем от 6-8 млн т ДТ ежегодно. Закрыть потребности по дизелю – голубая мечта украинских патриотов в ТЭК.  Условно по 2 млн т у нас потребление корзины бензинов и автогаза. Бензинами Украина готова обеспечить себя на 100% уже сейчас – нужно только захотеть. Речь идет об октановой линейке А92-98. С автогазом и ДТ нужно что-то думать. А, ну отдельно битум – 1.5 млн т. Его тоже нужно где-то брать, ибо хорошие дороги никто не отменял. Более того, Президент Украины даже настаивает. В общем, у нас дефициты огромные и их надо закрывать. Как? Загружать существующие мощности, модернизировать старые, а также строить новые объекты нефтепереработки. Начнем с азов:

В Украине по состоянию на 1991 г. нефтеперерабатывающая отрасль с проектной мощностью переработки в 52 млн т/г выглядела так:

  • Надворнянский НПЗ;
  • Дрогобычский НПЗ;
  • Херсонский НПЗ;
  • Одесский НПЗ;
  • Лисичанский НПЗ;
  • Кременчугский НПЗ;
  • Шебелинский ГПЗ.

По состоянию на 2021 г. в Украине производством светлых нефтепродуктов качества Евро-5 занимаются два завода: Кременчугский НПЗ («Укртатнафта», Полтавская обл.) и Шебелинский ГПЗ («Укргаздобыча», Харьковская обл.). В производстве нефтепродуктов заводы занимают следующую долю на рынке: бензины – 50%, ДТ – 15%, LPG – 15%. Остальные нефтепродукты мы получаем по импорту по двум основным направлениям: России и Беларуси. В последнее время увеличились морские поставки ДТ, LPG и битума (последнего – из-за роста спроса в рамках президентской программы «Большое строительство»). При относительно постоянном объеме потребления светлых нефтепродуктов Украина за 15 лет превратилась из страны экспортера в страну импортера топлива. Последние пять лет в среднем на импорт бензина, ДП и LPG Украина тратит $3-6 млрд.

Все ли заводы «дрова»?

Этого не знает никто. Но, давайте посмотрим.

Дрогобычский НПЗ. Старейшее предприятие отрасли было построено в 1863 г. в Дрогобыче Львовской обл. – регионе, где зародилась добыча нефти и строились первые нефтеперегонные заводы. В 1994 г. было образовано ПАО «НПК Галичина», которое на сегодняшний день принадлежит на 25%  Фонду госимущества Украины, а остальные с 2006 г. в разных процентах компаниям группы «Приват». Завод во времена независимости работал до 2010 г., перерабатывая в основном нефть украинской добычи (проектная мощность 3.5 млн т/г). Была разработана программа модернизации, однако из-за кризиса 2008 г. она была отложена владельцами на неопределенное время. В последние годы завод использовался в качестве базы для накопления нефти и нефтепродуктов группы «Приват». 

Надворнянский НПЗ. Завод построен в 1897 г. в Ивано-Франковской обл., как и Дрогобычский НПЗ, он находится в Карпатском регионе, где была начата добыча нефти в 19 веке. С 1992 г. на базе Надворнянского НПЗ создано ОАО «Нефтехимик Прикарпатья», на сегодняшний день основным владельцем завода остаются компании группы «Приват». В 2000-2007 гг. был сдан в эксплуатацию нефтепровод «Долина-Надворная», расширен парк хранения нефти на 200 тыс куб м, подготовлена площадка для строительства установки гидроочистки дизельного топлива, приобретена часть оборудования согласно проектам модернизации. Однако с 2008 г. модернизация была прекращена. НПЗ имеет мощность 2.5 млн т/с, и это единственный НПЗ в Украине, имеющий  коксовую установку (мощность 300 тыс т/с). В последние годы завод использовался в качестве базы для накопления нефти и нефтепродуктов группы «Приват». 

Одесский НПЗ. Завод был построен в 1937 г. и введен в эксплуатацию в 1938 г. под названием «Одесский крекинг-завод». Логистическое преимущество завода – выход к Черному морю, т.е. это  доступ к потокам сырья и сбыту нефтепродуктов. В 2000 г. контрольный пакет акций «Одесского НПЗ» приобрела российская компания «ЛУКойл», управлявшая предприятием до 2013 г., пока не продала актив компании ВЕТЭК Сергея Курченко. Новый собственник после перерыва запустил  НПЗ, использовав его в схемах минимизации налогообложения. Завод стоит с февраля 2014 г., когда Курченко сбежал из страны из-за преследования правоохранительными органами. В июне 2017 г. завод был конфискован в пользу государства. Сейчас находится в управлении АРМА. Во времена «ЛУКойла» завод был модернизирован, построена установка изомеризации, висбрекинг гудрона, качество бензина и ДТ доведено до Евро-4, мощность завода – 2.8 млн т/г. 

Херсонский НПЗ. Завод (построен в 1938 г.) в 90-х годах был в управлении российской компании «Альянс», а в 2004 г. приобретен группой «Континиум» (ОАО «Херсоннефтепереработка»). После снятия пошлин на импортные нефтепродукты НПЗ был остановлен в 2005-2006 гг. Основа завода – первичная установка ЭЛОУ-АВТ-1 (проектная мощность – 8.6 млн т/ч.) и битумная установка БУ-2. Херсонский НПЗ нуждался в модернизации, и Игорь Еремеев планировал для этих целей привлечь $850-900 млн. Сегодня завод после 15 лет простоя не подлежит модернизации, а в случае благоприятной конъюнктуры его можно рассматривать как площадку для строительства новых мощностей нефтепереработки и перевалки нефтепродуктов. 

Лисичанский НПЗ. Первая очередь завода была построена в октябре 1976 г. в окрестностях г. Лисичанска Луганской обл. Самый молодой НПЗ перерабатывал наибольший объем нефти, рекорд был зафиксирован в 1991 г. – 23.7 млн т. Однако в дальнейшем в 90-х годах произошло существенное снижение переработки. В 2000 г. большая часть акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» была продана российской ТНК. Поставки нефти были возобновлены, проведена модернизация НПЗ: построена установка изомеризации, установки по производству МТБЭ, демеркаптанизации авиакеросина, битумная установка и установка КЦА. Завод был остановлен в 2012 г. из-за создания искусственных экономических препятствий, а именно, расцвета схем Курченко и влияния российского налогообложения на работу завода. После боевых действий в Луганской области и угрозы их возобновления следующий владелец НПЗ – компания «Роснефть» не решилась возобновить работу завода.

Кременчугский НПЗ. Завод приступил к переработке нефти в 1966 г. в г. Кременчуге Полтавской обл. Из главных преимуществ – предприятие занимает выгодное географическое положение: НПЗ расположен в центре Украины, присоединен к магистральному нефтепроводу, для сбыта продукции используется развитая сеть железнодорожного и автомобильного транспорта. В 1994 г. на базе НПЗ было создано ПАО «Укртатнафта», более 35% акций которого стало принадлежать российской «Татнефти» и Правительству Татарстана. С 2007 г. российская сторона потеряла контроль над предприятием в пользу компаний группы «Приват», менеджеры которой руководят Кременчугским НПЗ, 43% акций принадлежит НАК «Нафтогаз Украины». Сегодня это единственный работающий НПЗ в Украине, перерабатывающий около 2.5 млн т нефти (30-40% украинской и 60-70% импортной нефти, преимущественно из Азербайджана), производит светлые нефтепродукты качества Евро-5: бензины 60 тыс т/ мес., ДТ – 65 тыс т/мес., jet – 15 тыс т/мес., LPG – 10 тыс т/мес., битум+мазут – 40-45 тыст/мес. Проектная мощность завода – 18.6 млн т/г, реальная – до 6 млн т/г. За последние 14 лет была построена гидроочистка вакуумного газойля и ДП, установки КЦА и изомеризации. 

Шебелинский ГПЗ (Шебелинское ОПГКН) – основной нефтеперерабатывающий актив АО «Укргаздобыча» и один из двух ныне действующих в Украине нефтеперерабатывающих предприятий. Завод начинает свою историю с 1960 г. В 2014-2018 гг. произошла самая масштабная за последние 20 лет модернизация предприятия, которая позволила выпускать продукцию, соответствующую самым высоким современным стандартам качества. С 2018 г. продукция Шебелинского ГПЗ реализуется на рынке под брендом Shebel. Оптовая реализация нефтепродуктов производства Шебелинского ГПЗ происходит исключительно через электронные биржевые торги, в розницу - через партнерские сети АЗС и через собственную сеть из 20 АЗС в Харьковской области. Общий объем переработки Шебелинского ГПЗ в 2021 г. составил 441 тыс т сырья. Более 90% сырья, поступающего в переработку, – собственной добычи.

Как видим, ближе к понятию «дрова» - промплощадки в Херсоне и Надворной. Мы бы искренне вывели в потенциальные лидеры ЛИНИК, но в 40 км от него сидят в окопах «обезьяны» с гранатами (ополченцы), да и собственники у Лисичанского НПЗ, вы удивитесь, – Путин с Сечиным, «Роснефть» в смысле, вряд ли захотят его запускать. Другое дело – Дрогобычский и Одесский НПЗ. Вокруг как одного, так и другого есть интерес и есть планы. Вопрос – за чей счет восстанавливать? Безусловно, нужно привлекать партнеров. Так, ими могут стать компании из Азербайджана, да и чем черт не шутит – те же поляки, у которых обновилась стратегия в отношении Украины. Ну и не забываем, что у нас у самих денег куры не клюют, ведь как-то ж украинцы инвестируют в НПЗ других стран в год около $5 млрд, покупая заграничное топливо? Значит есть в заначке?

Азербайджанцы, как основные поставщики нефти в Украину, которые ежегодно отгружают ресурс стоимостью $400-500 млн  были бы наверняка заинтересованы в увеличении как отгрузок ресурса, так и вхождения в переработку для того, чтобы снимать как можно больше маржи с операций. Тем более, что у них есть хоть и небольшая, но при этом самая премиальная сеть АЗС в Украине. Но, опять же вопрос ресурса хоть и важен, но уже не настолько остро, как раньше. К примеру, в Кременчуге перерабатывают уже восемь сортов нефти: Urals, Azeri Light, Bakken, El Sharara, WTI, Saharan Blend и Flotta Gold. То есть партнером может выступить и просто некий инвестор, который сможет: во-первых, вложить деньги в модернизацию и реанимировать один из объектов; во-вторых, закупить начальный объем ресурса, чтобы запустить систему.

Сколько это стоит? 

В теории модернизация Одесского либо Дрогобычского НПЗ – от $1 млрд. Строительство нового – $3-4 млрд.  Но, это спекуляция,  для истинного понимания необходима комплексная экспертиза предприятий и знание актуальных цен поставщиков «железа» и инжиниринговых услуг. В любом случае – восстановление заводов либо строительство новых – это программа, которая принесет реальные профиты для государства уже в перспективе 4-5 лет после начала кампании. «Большая нефтепереработка» - это давно перезревшая необходимость, которая может удерживать в Украине до $6 млрд в год,  а это, согласитесь, деньги хорошие. Ну, и мы уже молчим про восстановление сопутствующих и связанных отраслей.