Наш старый сайт

"Справедливая" цена и другие странности

"Справедливая" цена и другие странности

№37 (1230) от 14.09.202117.09.2021

По давней украинской традиции Указ Президента по введению в действие решений закрытого заседания СНБОУ от 30 июля появился спустя месяц, 28 августа.

МНЕНИЕ

Казалось бы, текст так долго готовился, что уж точно должен быть вычитан и скорректирован с появившимися в этот промежуток решениями КМУ. Ан нет!

Как известно, 28 июля 2021 г. КМУ пересмотрел положение о возложении специальных обязанностей на рынке электроэнергии (изменения к постановлению КМУ №483 от 5 июля 2019 г.). В первоначальном проекте постановления речь шла о том, что ОСР также будут выполнять ПСО. В появившейся же на сайте КМУ с большим опозданием редакции ОСР уже не упоминались в этой почетной роли. А в тексте Указа они остались…

Значит ли это, что КМУ уже по факту нарушил положения Указа и должен изменить свое постановление? Или же все останется, как есть? С учетом того, что только ленивый не говорит о несамостоятельности Кабмина и полной зависимости его решений от пожеланий Офиса президента, непонятно, как отвоеванные, по большей части принадлежащие олигархам, нормы не упоминать ОСР в механизме ПСО, остались в Указе…

Среди новшеств следует отметить, что КМУ совместно с ФГИУ до 31 августа должны были исключить из перечня объектов большой приватизации и перечня объектов малой приватизации принадлежащие государству пакеты акций ОСР (облэнерго) с последующей передачей их в управление Минэнерго. Таких осталось 6 после недавней покупки акций Р.Ахметовым "Кировоградоблэнерго" за $80 млн, а доля ДТЭК среди ОСР достигла 45%. Кстати, по мнению АМКУ, это еще не подпадает под определение "рыночной власти" и нарушение антимонопольного законодательства?

Поставщики универсальных услуг (ПУУ) с долей госсобственности переводятся в управление оператора всех АЭС Украины — "Энергоатома". Как по мне, это уже слишком. Компания со своими то проектами справляется с трудом, такими как выполнение Комплексной программы повышения безопасности АЭС, строительство ЦХОЯТ, достройка агрегатов Ташлыкской ГАЭС. А тут еще, кроме производства электроэнергии и трейдинга, и управление ПУУ, поставщиками электроэнергии для населения и мелких потребителей. Какой тайный смысл в этом? Остается только строить предположения, и первое, что приходит в голову, — контролировать и распределять денежные потоки ПУУ.

Отдельно хочу отметить такую норму в указе: "До 30 сентября 2021 г. разработать и утвердить план установления справедливой стоимости электроэнергии для бытовых потребителей". Есть такое определение "справедливой стоимости": "Это рациональная и беспристрастная оценка потенциальной рыночной цены товара, услуги или актива. При этом учитываются такие объективные факторы, как затраты, связанные с производством, рыночные условия, спрос и предложения. Также могут учитываться субъективные факторы, такие как характеристики риска, стоимость и доходность капитала, а также индивидуально воспринимаемая полезность".

Что же имели ввиду авторы, учитывая украинскую реальность, а именно: отсутствие конкурентного рынка электроэнергии, непрерывные популистские обещания по снижению тарифов на электроэнергию и отсутствие справедливой судебной системы? Скорее всего, приходит понимание в СНБО, что без повышения цены на электроэнергию для населения, покрывающей ее производство, распределение и поставку, не удастся финансово сбалансировать рынок и остановить накопление огромных долгов между его субъектами. Все-таки население потребляет чуть более трети электроэнергии в стране, и это серьезный объем. Об этом многократно говорили и говорят эксперты рынка: давно пора повысить цену до экономически обоснованной. Мне вот интересно, под каким соусом теперь будет подаваться повышение цены и каким образом? Сделают подобный маневр, как в 2020 г. — отменят 90 коп за 1 кВтч на первые 100 кВтч, сделают 1.68 грн за все потребленные кВтч, а потом снизят до 1.44 грн за потребленные за месяц до 250 кВтч? И если посчитать, то даже снижение на 24 коп для среднего домохозяйства увеличило месячную стоимость на электроэнергию по сравнению с 2020 г. (342 грн при льготных первых 100 кВтч и 360 грн при 1.44 грн за 1 кВтч и потреблении до 250 кВтч в месяц). Тут вспоминается известный анекдот: купи козу, продай козу…

Обращаю Ваше внимание еще на одно положение Указа: "Разработать действенный механизм обеспечения возможности введения временной администрации к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в энергетической сфере, в случае угрозы нарушения безопасности поставок электрической энергии и/или нарушения такими субъектами лицензионных требований осуществления хозяйственной деятельности". Здесь не указано, субъекты с какой формой собственности могут попасть под "введение временной администрации". Будем наблюдать за созданием такого "действенного механизма".

Одно ясно, что наступающий осенне-зимний период принесет нам еще много неприятных сюрпризов, учитывая управленческий и финансовый хаос в топливно-энергетическом секторе экономики…


Ольга КОШАРНАЯ,
энергетический эксперт