+38 (044) 425-55-56

Vivat Academia! Vivat professores!

Vivat Academia! Vivat professores!

№24 (1217) от 15.06.202124.06.2021 00:00

Система образования в Украине претерпевает значительные изменения, новая школа пока в процессе переформатирования, а Президент Украины вознамерился реализовать проект Нового Университета

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Об успехе реформы образования в Украине можно судить не только исходя из успехов учеников и студентов, оценок работодателей, но и престижа профессии учителя и преподавателя. К сожалению, привлекательность этих профессий с каждым годом падает. А это приводит к снижению профессионализма в разных сферах образовательного процесса. Причин этому много — низкий уровень зарплат, недостаточная материально-техническая база учебных заведений, а также отношение в обществе к этим профессиям.

Самым кардинальным изменением в системе образования был переход в 2005-2006 гг. на внешнее независимое тестирование или ВНО, которое также согласуется с положениями Болонской системы. Для этих целей был создан Украинский центр оценивания качества образования. Результаты такого тестирования являются государственной итоговой аттестацией и вступительным экзаменом в вузы. Сначала отношение к ВНТ было неоднозначно и даже весьма критично, поскольку большинство учеников показывали более низкие результаты по сравнению с оценками в аттестате по таким предметам, как украинский язык и литература, история Украины, зарубежная литература, и особенно по химии, физике, биологии, математике и географии. Но с 2008 г. результаты тестирования стали обязательными при вступлении в высшие учебные заведения.

В высших учебных заведениях введено три уровня образования — бакалавр, магистр и доктор философии. Последняя научно-образовательная степень введена в Украине начиная с 2016 г. на смену степени кандидата наук. Мне как гаранту программы 073 "Менеджмент" по подготовке будущих докторов философии PhD приходилось брать прямое участие не только в проектировании новой программы, но также в ее аккредитации экспертами Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Следует отметить, что требовательность к подготовке доктора философии значительно возросла, поскольку, во-первых, используются европейские стандарты в ходе образования, во-вторых, результаты научной работы должны быть представлены в международных научных журналах, которые индексируются в базах данных Scopus или Web of Science Core Collection. Редакция большинства таких научных журналов требует не только глубоких эмпирических исследований, но и весомую по нашим меркам оплату за такие публикации. В Украине таких журналов пока очень мало.

В общем, можно сказать, что в Украине как среднее, так и высшее образование постепенно трансформируется. Начиная с 2017 г. Министерство образования и науки начало реализовывать проект "Новая украинская школа". Определено, что цель этой реформы — это создание школы, которая будет давать не только знания, но и умение применять их в жизни. В середине января 2020 г. Верховная Рада Украины приняла Закон "О среднем образовании", в соответствии с которым до 2023 г. школы должны определиться со своим юридическим статусом и преобразоваться в лицеи и гимназии. Лицеи будут профильными, а гимназии займут базовый уровень, то есть ученики 9-х классов будут поступать в лицеи. Зачисление в 10-12 классы будет происходить на конкурсной основе, а не автоматически, как сейчас. Сама реформа должна завершиться к 2027 г. Развитие новой школы зависит от местного финансирования. А как показывает практика, многие территориальные громады не имеют достаточных средств для финансирования. В последние годы также начали развиваться различные колледжи. Лучшие из них функционируют при университетах.

В целом высшее образование, на мой взгляд, пока еще пребывает в кризисном состоянии, несмотря на то, что отдельные университеты активно продвигаются вперед. Большое количество вузов, уменьшение количества студентов в связи демографической ситуацией, высокий уровень конкуренции на рынке образовательных услуг со стороны западных вузов может привести к тому, что многие вузы без государственного финансирования или партнерства с бизнесом не выживут и не смогут производить конкурентные инновационные продукты. Можно прогнозировать значительные изменения в Украине в сфере образования в ближайшие пять лет.

Материал приурочен к 30-летию независимости Украины

Дмитрий БАЮРА,
профессор КНУ им. Т. Шевченко