+38 (044) 425-55-56

Александр ОЛЕКСЕНКО: «Надеемся, что в конце концов нам удастся избавиться от «газового рабства»

Александр ОЛЕКСЕНКО: «Надеемся, что в конце концов нам удастся избавиться от «газового рабства»

08.07.2021 00:00

На фоне дебатов о грядущем списании «газовых» долгов, генеральный директор ОКППТХ «Полтаватеплоэнерго» Александр ОЛЕКСЕНКО рассказал «ЭнергоБизнесу» о своем видении формирования и «списания» задолженности «за газ», законопроекте 3508-д и его вероятных последствиях для всех участников трансформирующегося рынка газа и пока так и не созданных, но потенциально емких и привлекательных рынков тепла и жилищно-коммунальных услуг.

— Ваши ожидания в результате принятия в первом чтении и за основу законопроекта № 3508-д («О мерах, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечения финансовой стабильности на рынке природного газа»)?

Государство, которое является 100-процентным акционером НАК «Нафтогаз Украины», поставлявшей газ предприятиям ТКЭ, брало на себя обязательство компенсировать предприятиям ТКЭ разницу между действующими и экономически обоснованными тарифами. Но вопреки намерениям этого не было сделано. 

С другой стороны, законодательством не предусмотрена возможность насчитывать штрафы и пени на «государственную задолженность» за разницу в тарифах. Но…

Напомню, с 1 ноября 2018 года, НАК «Нафтогаз Украины» существенно увеличил стоимость голубого топлива, а в тарифах на услуги предприятия это было отражено только с 1 января 2019 года. В результате чистые убытки «Полтаватеплоэнерго» за двухмесячное несоответствие стоимости закупки газа составили почти 30 млн грн.

Актуальные на сегодня тарифы на услуги предприятия (централизованное отопление и поставка горячей воды) действуют с 1 января 2019 года и были сформированы на основании цен ноября 2018 года. При том, что уже на момент введения в действие эти тарифы были далеки от экономически обоснованных и не учитывали среди прочего полученные предприятием убытки из-за несвоевременного пересмотра стоимости природного газа в тарифах на оказание нами услуг населению. 

С тех пор подорожали практически все составляющие тарифа на услуги «Полтаватеплоэнерго». Собственно, это и спровоцировало системное наращивание созданной в течение осени 2018 года задолженности. А поскольку в действующем тарифе общая доля газа превышает 80%, то естественно, что и наибольшая задолженность из-за недостатка средств сформировалась именно перед газопоставляющими предприятиями – «Нафтогазом Украины», газотранспортной и газораспределяющей компаниями. 

Принятие законопроекта 3508-д как Закона позволит «свернуть» имеющуюся задолженность государства перед предприятиями ТКЭ, а их задолженность – перед газопоставляющими и газораспределяющими компаниями. Надеемся, что заручившись поддержкой Кабмина и Офиса Президента нам удастся исключить дискриминационные условия из текста предлагаемых трехлетних договоров между «Нафтогазом» и предприятиями ТКЭ, и в результате избавиться от «газового рабства». 

— Что конкретно это даст/может дать предприятиям ТКЭ, ТЭЦ и возглавляемому Вами предприятию?

Еще раз акцентирую внимание: фактически эта задолженность появилась не по вине теплопоставляющего предприятия «Полтаватеплоэнерго» или его менеджмента, но несмотря на этот факт из-за несвоевременных расчетов именно на эту задолженность НАК «Нафтогаз Украины» начислял значительные по величине штрафные санкции. Наряду с применением «гибкого механизма санкций» по отношению к тепловикам из-за существующей у них задолженности со счетов предприятий ТКЭ «Нафтогазом» производилось принудительное списание денег в счет погашения как самой задолженности, так и им же «насчитанных» на нее штрафов и пеней. (Подробнее см.  «ЭнергоБизнес» №20 (1213) от 18.05.2021, Александр ОЛЕКСЕНКО: «Системным бездействием КМУ загнал нас в угол».) 

В итоге пришли к тому, что газопоставщик в лице НАК «Нафтогаз» - без согласования с тепловиками – списывал средства со счетов предприятий для оплаты прежде всего долгов и штрафов, тем самым лишая предприятия ТКЭ возможности своевременно оплачивать текущее потребление природного газа. Соответственно, из-за такого «блестящего» алгоритма погашения долгов на вновь создаваемые долги «Нафтогаз» снова начислял штрафы и пени…

В режиме такого «заколдованного круга» предприятия ТКЭ Украины работали 2.5 года и, как видим, в масштабах страны ситуация следующая: из общей задолженности в более чем 55 млрд грн свыше 10 млрд грн – это именно штрафы и пени. Достаточно прибыльный «бизнес» удалось организовать Национальной акционерной компании в масштабах всей страны, не так ли?..

На фоне такого вымывания «Нафтогазом» средств со счетов предприятий ТКЭ тепловые хозяйства городов и сел страны были полностью лишены финансовой возможности проведения мероприятий по внедрению энергосбережения и энергоэффективности. Оборотных средств едва хватало на текущие ремонты теплогенерирующего оборудования, большая часть которого на сегодня безнадежно устарела как морально, так и физически. В значительной мере такая же участь постигла финансирование и выполнение инвестиционных программ. Средств едва хватало на поддержку теплового хозяйства в рабочем состоянии, замену или ремонт аварийного оборудования и трубопроводов.

— Какая сумма долга, перед кем может быть списана и почему?

Совокупно разница в тарифах, которая создана с ноября 2018 г. до настоящего времени, составляет почти 200 млн грн. Для «Полтаватеплоэнерго» это задолженность в основном перед газопоставляющей компанией НАК «Нафтогаз Украины» и газораспределяющей ПАО «Полтавагаз». Как только законопроект 3508-д станет Законом, полтавские тепловики получат возможность на эту сумму уменьшить кредиторскую задолженность.

— За какой период? Законопроект устанавливает конкретные период и условия, Вы согласны с ними?

 Принятый в первом чтении законопроект 3508-д предлагает провести «списание» долгов по состоянию на 1 мая 2021 года – дату изначально планировавшейся отмены действия ПСО на закупку предприятиями ТКЭ и ТЭЦ природного газа у «Нафтогаза». Мы же помним, что «в ручном режиме» Кабмин продлил действие ПСО до 20 мая. И хотя для Полтавы такая пролонгация не была актуальной, поскольку «Полтаватеплоэнерго» стало самостоятельно закупать газ (без ПСО) с 1 мая, все же были предприятия, которые пользовались условиями ПСО до последнего дня его действия.

Будут ли ко второму чтению законопроекта внесены правки, в частности о периоде «погашения» и реструктуризации, оставшейся у многих ТКЭ долгов, посмотрим.

— НКРЭКУ теоретически передала право устанавливать тариф на ЦО и горячее водоснабжение местным органам власти, значит, и компенсировать разницу в тарифах. Вы уже проводили предметные переговоры с местной властью об этом?  

Названный выше законопроект, который, надеемся, вскоре получит статус Закона Украины, определяет, что за период регулирования НКРЭКУ деятельности предприятий ТКЭ разница в тарифах компенсируется из Государственного бюджета, а с передачей полномочий по регулированию деятельности теплопоставляющих предприятий на места – убытки из-за несвоевременного пересмотра, экономически необоснованных тарифов будут компенсировать уже местные бюджеты. То есть разница в тарифах, которая теоретически может быть создана из-за дотаций местной власти или в случае необходимости смягчить резкие колебания цен, - будет финансироваться из местных бюджетов. 

Поэтому с местной властью предметно будем вести диалог после вступления Закона в силу.

К слову, до 2016 года такая практика в некоторых регионах страны была достаточно распространенной.

— Вы уже обращались к НКРЭКУ с расчетами и предложениями изменения тарифов? Какими они должны быть и что учитывать прежде всего? 

Да, обращения со стороны «Полтаватеплоэнерго» в Нацкомиссию (НКРЭКУ) уже были.

Учитывая, что действующие на сегодня тарифы на услуги нашего предприятия остаются неизменными с января 2019 г., все их составляющие претерпели изменения, некоторые – очень значительно. В частности изменились (без учета НДС):

  • стоимость распределения природного газа – в 3 раза: с 0.67 грн/куб м в действующих тарифах до 1.78 грн/куб м реально действующих на сегодняшний день;
  • стоимость электроэнергии: с 2.10 кВт-час до 2.86 кВт-час на сегодня;
  • стоимость технологической воды: с  8.86 грн/куб м до 13.23 грн/куб м;
  • фактический уровень средней заработной платы в промышленности превышает предусмотренную в нашем тарифе более чем в 2 раза.

— Позволит ли такое «очищение» от основных долгов предприятиям ТКЭ и ТЭЦ стать полноценными субъектами рынка газа, электроэнергии, тепла?

Согласно Закону «О рынке природного газа», теплопоставляющие предприятия, имеющие долги за газ, не могут менять поставщика газа до тех пор, пока не рассчитаются с предыдущим за голубое топливо в полном объеме. А учитывая выше описанный алгоритм «начислений» «Нафтогаза Украины» штрафов и пеней, практически все предприятия ТКЭ Украины фактически попали в газовое рабство к «Нафтогазу» и обязаны были выкупать у него газ по цене, иногда значительно превышающей его рыночную стоимость. В свою очередь, это значительно увеличивало себестоимость произведенной тепловой энергии, а значит имело существенное влияние на величину экономически обоснованного тарифа, то есть создавало дополнительное финансовое давление на семейный бюджет конечного потребителя – населения.

— Какие правки и дополнения Вы внесли бы (или уже внесли) в законопроект до его окончательного рассмотрения в парламенте?

Исходя из «новых условий» поставок газа, на которых настаивает НАК «Нафтогаз Украины» вопреки договоренностям, достигнутым на совещании в Офисе Президента 21 мая, предприятия ТКЭ обязаны или ежемесячно фактически вносить предоплату за весь заказанный объем природного газа, или на значительную сумму брать (оплачивать!) банковскую гарантию. Вот и выходит, что и эта составляющая также должна быть внесена в будущие тарифы на тепло.

Учитывая все выше сказанное, ожидаемый рост тарифов на тепловую энергию уже этой осенью на Полтавщине составит около 36%. Такая невеселая арифметика.

Кроме того, «благодаря» новым бизнес подходам «Нафтогаза» мы будем вынуждены переносить на население затраты за «превышение» объемов потребления искусственно заниженных объемов («исторических норм») потребления газа. Потому что «излишек» газа придется докупать по «другой» цене, которая уже сегодня на половину превышает даже его рыночную стоимость. К большому сожалению, перечень таких «но», «условий» и нюансов от «Нафтогаза», который любой ценой стремится сберечь свои сверхприбыли, можно продолжать и продолжать…

Именно эти условия я бы предложил изменить. Хотя это прямо и не относится к обсуждаемому законопроекту. Но имеет непосредственное отношение к рынку газа и его участникам.

— Способно ли «списание долгов» предотвратить их накопление в будущем? Что, на Ваш взгляд, необходимо принципиально изменить, чтобы этого не случалось впредь?

Необходимо отметить, что само по себе «списание долгов» — это только первый шаг по выводу отрасли из системного кризиса и он точно не может быть единственным.

В частности, необходимо пересмотреть сам механизм пересмотра и установления тарифов на услуги предприятий ТКЭ, откуда обязательно должна быть исключена политическая компонента.

Также, необходимо создать чёткую и жизнеспособную модель рынка газа, которая в полной мере буде отвечать именно понятию рынок — а не представлению о нём НАК «Нафтогаз Украины».

И если, в силу тех или иных причин, хотя бы одна из вышеупомянутых позиций не будет реализована в полном объёме, то из года в год отрасль будет возвращаться в сегодняшний день и в который раз искать пути выхода из ситуации с долгами предприятий ТКЭ перед НАК «Нафтогаз Украины».


Досье «ЭнергоБизнеса»

Александр ОЛЕКСЕНКО, генеральный директор ПОКППТХ «Полтаватеплоэнерго».

Родился: 13.03.1972 г. в Бресте. Гражданин Украины, проживает в Полтаве.
Образование: 1989-1994 гг. — Харьковский государственный технический университет радиоэлектроники. Специальность: радиотехника.
1994 г. — Высшая школа международного бизнеса при Харьковском государственном экономическом университете. Специальность: международный менеджмент.
Карьера:
1994-1995 гг. — экономист объединения «Укргеофизика»;
1995-1995 гг. — экономист АБ «Полтава-банк»;
1995-2000 гг. — эксперт-консультант, начальник сектора векселей и долговых обязательств, начальник отдела фондовых операций и вексельного оборота Полтавского РУ КБ «ПриватБанк»;
2000-2003 гг. — начальник финансового отдела ОАО «Полтаваоблэнерго»;
2003-2010 гг. — финансовый директор ОАО «Полтаваоблэнерго»;
2010 г. — финансовый директор ООО «Полтаваэлектросети»;
2010-2017 гг. — заместитель генерального директора по экономике и финансам ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго";
2017-2019 гг. — и. о. генерального директора ПОКППТХ «Полтаватеплоэнерго»;
2019-2020 гг. — директор филиала «Газопромышленное управление «Полтавагаздобыча» АО «Укргаздобыча»;
2020-2021 гг. — и. о. генерального директора ПОКППТХ «Полтаватеплоэнерго»;
с мая 2021 г. — генеральный директор ПОКППТХ «Полтаватеплоэнерго».
С 2006 г. — член ВО «Батьківщина». 
2006-2011 гг. — депутат Полтавского областного совета V созыва,
2011-2015 гг. — депутат Полтавского областного совета VI созыва,
с 2020 г. — депутат Полтавского областного совета VIII созыва.

Семья: женат, воспитывает дочь и сына.
Хобби: большой теннис.

ПОКППТХ «Полтаватеплоэнерго».

«Полтаватеплоэнерго» создано в 1968 г. В статусе областного функционирует с 1977 г. В 1999 г. получило современное название — Полтавское областное коммунальное производственное предприятие теплового хозяйства (ПОКППТХ) «Полтаватеплоэнерго».

На сегодня предприятие обслуживает более 210 км сетей отопления и горячего водоснабжения (в 2-трубном измерении), а также 90 котельных и теплогенераторных общей установленной мощностью более 850 Гкал/час.

На предприятии работает более 860 высококвалифицированных сотрудников. 

Потребителями услуг «Полтаватеплоэнерго» (в настоящее время) являются физические и юридические лица, проживающие в трех городах и двух поселках городского типа Полтавской обл., в том числе: население — более 200 тыс. (из которых более 150 тыс. пользуются двумя услугами — централизованного отопления и централизованного обеспечения горячей водой); бюджетные учреждения — 202; другие категории потребителей — 1335; религиозные учреждения — 5.

Производство тепловой энергии «Полтаватеплоэнерго», сгенерированной на природном газе, составило (тыс. Гкал): в 2018 г - 815.7, 2019 г - 711.8, 2020 г - 691.4.

Тариф на поставку тепловой энергии населению – 1596.93 грн/Гкал с НДС.

Цена закупки газа в рамках действия ПСО за апрель — 7827.6 грн/тыс. куб м. (с мая — без ПСО).

Поставщиком газа для «Полтаватеплоэнерго» с мая 2021 г. является ООО «ГК «Нафтогаз Трейдинг».

 

Читайте также: 

-  ШедеВРАЛЬНО! В Госбюджете нет денег на предложенное законопроектом №3508-д "погашение" долгов

- Депутат о долгах и бюджете (комментарий по поводу законопроекта №3508-д Алексея КУЧЕРЕНКО, первого заместителя главы Комитета ВР по вопросам энергетики и ЖКХ, экс-главы МинЖКХ)