Наш старый сайт

Энергобизнесмены с севера

Энергобизнесмены с севера

№34-35 (1227-1228) от 31.08.202103.09.2021

Белорусские компании, практически всегда аффилированные с государством, успешно зарабатывают в энергетическом секторе Украины

Беларусь для Украины — очень важный торговый партнер, шестой по объему двустороннего товарооборота в 2020 г., который составил $4.2 млрд. При этом торговое сальдо для Украины традиционно отрицательное: $1.3 млрд составил экспорт в Беларусь и $2.9 млрд — импорт из нее.

Белорусско-украинская торговля

Из-за череды кризисов и общего сокращения белорусской экономики на фоне политического кризиса в стране объем торговли между двумя странами сокращается: в прошлом году экспорт из Украины в Беларусь снизился на 13.8%, импорт из Беларуси — на 23.4%. Такие же тенденции сохранились и в нынешнем году — по итогам I кв. 2021 г. Беларусь опустилась с шестого на седьмое место в рейтинге торговых партнеров Украины. При этом Украина стабильно имеет негативное торговое сальдо с РБ.

Для Украины Беларусь — один из важнейших торговых партнеров в топливно-энергетическом секторе. 52% от общего объема белорусского импорта ($2.9 млрд за 2020 г.) — это нефтепродукты.

Импорт из Беларуси в 2020 г. составил около 40% всего баланса бензина и около 30% баланса дизельного топлива в Украине. Кроме бензина и дизельного топлива, важной составляющей белорусского импорта является битум, потребление которого в Украине постоянно растет, в частности, в результате реализации проекта "Большая стройка". В прошлом году потребление битума составило 1.2 млн т, из которых за счет внутреннего производства удалось закрыть только 300 тыс т. Большая часть импорта этой продукции идет как раз из Беларуси — 582 тыс т.

В мае нынешнего года украинский рынок битумов вырос на 50% и составил 154.4 тыс т. Из этого объема 75 тыс т поставлены из Беларуси. Объем украинского рынка дорожного битума в январе-июне вырос до 477 тыс т, что в 1.5 раза превышает уровень аналогичного периода 2020 г. (322.9 тыс т), как подсчитала консалтинговая группа "А-95". Основным фактором роста рынка стало увеличение импортных поставок продукта, при этом внутреннее производство сократилось почти на 12%, до 111 тыс т.

За январь-июнь 2021 г. Украина импортировала 365.6 тыс т дорожного битума по сравнению с 197.7 тыс т в 2020 г. Основным поставщиком битума в Украину остается Беларусь, которая отправила в Украину 228.4 тыс т ресурса (+50%), заняв 48% всего украинского рынка. Для сравнения: поставки из Польши составили всего 31.9 тыс т, из Литвы — 11.5 тыс т битума. Еще 93 тыс т битума доставлены на рынок морским транспортом из Греции, Италии, Азербайджана, других стран.

Высокая доля присутствия белорусского битума на украинском рынке объясняется хорошей логистикой: Мозырский НПЗ находится всего в 100 км от Киева, и это ближе, чем Кременчуг. А железнодорожное и автомобильное сообщение Мозырь-Киев достаточно хорошее. Кроме того, белорусская продукция традиционно на 10-15% дешевле, чем у украинского производителя. По некоторым оценкам, украинский рынок приносит белорусским поставщикам битумов $80-100 млн в год.

Действующие лица

Есть определенная группа взаимосвязанных компаний и бизнесменов, давно работающих на энергорынке Украины. Ниже приводим перечень наиболее значимых из них.

"БНХ-Украина"

В топ-200 украинских компаний вошел поставщик топлива и нефтехимической продукции "БНХ-Украина". Эта компания, созданная Белорусским нефтяным торговым домом и компанией "Нафтан" (один из двух белорусских НПЗ), занимается, в частности, поставками в Украину нефтепродуктов, минеральных удобрений (карбамида, КАС, суперфосфата и сложных удобрений) и продуктов нефтехимии (полиэтилена, полиэтилентерефталата, стеклотканей, полиэфирных волокон и полотен, пр.).
Прошлый год был успешным для трейдера — его выручка составила почти 5 млрд грн.

"БЗТ-Украина"

Свою долю на украинском топливном рынке с 2017 г. также наращивает ведомственный поставщик нефтепродуктов — компания "БЗТ-Украина". Ее 100%-ным собственником является государственное унитарное предприятие "Белзарубежторг", которое, в свою очередь, входит в структуру Управления делами президента Республики Беларусь.
В 2020 г. выручка "БЗТ-Украина" составила свыше 4.6 млрд грн.

"БНК-Украина"

Дочерняя структура спецэкспортера Белорусской нефтяной компании (56.53%) и "Белоруснефти" (43.47%) работает на рынке Украины с 2010 г. "БНК-Украина" — ключевой поставщик белорусских нефтепродуктов в Украину.

Предприятие реализует мазут и бензины владельцам АЗС, нефтебаз и другим потребителям и имеет собственную нефтебазу в Житомирской области. Последняя, правда, сейчас продается одному из местных сельхозпредприятий. Белорусы представлены и в рознице — бренд "БНК" использует партнерская компания "Укрпалетсистем" на пяти АЗС в Киевской, Львовской, Кировоградской, Волынской и Житомирской областях.

По итогам 2020 г. выручка "БНК-Украина" составила 31.3 млрд грн, и с этим показателем компания вошла в топ-30 крупнейших бизнесов Украины. В отраслевом разрезе больше, чем у "БНК-Украина", доход был только у "Укртатнефти" (34.33 млрд грн), принадлежащей Игорю Коломойскому, Александру Ярославскому и госконцерну "НАК "Нафтогаз".

Арсен Мисербиев

Этот бизнесмен известен с середины 2010-х годов, когда его группа "Альянс ойл" ("Нефтяная компания "Альянс ойл", "Альянс ойл трейдинг", "Газовая компания "Украинский энергетический альянс") заключила несколько крупных контрактов на поставку топлива украинским бюджетным организациям.

Сейчас Арсен Мисербиев больше строит и инвестирует в коммерческую недвижимость в Киеве. "Круазет", "Экстра груп", "Инвестстройпроект", "Офис проперти", "Ариан-Инвест", "ТТ Инвестментс", "Смарт Инвест Холдинг" — это девелоперские структуры, к которым он имеет отношение в качестве владельца или совладельца.

Александр Мошенский

Первая компания Мошенских открылась в Украине еще при жизни основателя "Санта Импэкс Брест" и "Санта Бремор" Михаила Мошенского в 1999 г. в Киеве. "Санта-Украина" занимается дистрибуцией продуктов холдинга. У нее достаточно обширная сеть филиалов, которые находятся в большинстве областных центров страны.

В середине 2000-х годов в дополнение к торговому бизнесу А. Мошенский построил логистический комплекс под Киевом, которым управляет компания "Санта Холод Украина".

В 2018 г. "Санта Холод Украина" стала одним из соучредителей рыболовецкой компании "ИКФ", прописанной в портовом Николаеве. Партнером А. Мошенского по этому проекту является один из лидеров украинского рынка рыбной консервации холдинг "Интеррыбфлот".

В 2020 г. А. Мошенский решился на непрофильную инвестицию в украинскую экономику. Через кипрский офшор он зашел в капитал предприятия "Экотехник-Великая Добронь", занимающегося производством "зеленой" энергии. У белорусского бизнесмена в этом проекте 50%-ная доля. "Экотехник-Великая Добронь" эксплуатирует фотоэлектрические солнечные станции в Закарпатье и Винницкой области.

Николай Воробей

Николай Воробей, собственно, уроженец Украинской ССР, где и получил высшее образование на историческом факультете Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко. После службы в армии он, правда, не вернулся на родину, а в конце 1980-х годов осел в белорусском Новополоцке — городе, где расположен крупнейший белорусский НПЗ "Нафтан".

Украина вернулась в поле его зрения уже в качестве одного из самых успешных белорусских бизнесменов. В 2012 г. подконтрольная Н. Воробью компания "Интерсервис" приобрела в Беларуси производителя дорожного битума — компанию "Вёска-Эмульбит". Предприятие было переименовано в "Нефтебитумный завод", модернизировано и расширено до крупнейшего в стране частного производителя битума. Украина, начавшая национальную программу строительства и ремонта дорог, тогда и стала тем рынком, на который потек "воробьевский" битум, а также другие нефтепродукты. Начиная с 2017 г. фамилия Н. Воробья появляется среди совладельцев нескольких украинских резидентов ("Квант Энерджи", "Пегас ойл", "Агрохимэкс"), занимающихся производством и торговлей топливом и химическими продуктами.

По крайней мере, официально к настоящему времени бизнесмен вышел из всех этих компаний. Возможно, это связано с тем, что у него появились новые приоритеты национального масштаба.

В конце 2018 г. "Нефтебитумный завод" Н. Воробья неожиданно для всех оказался в списке из пяти претендентов на приобретение контрольного пакета (78.28%) украинской государственной энергогенерирующей компании "Центрэнерго" (владельца Трипольской, Углегорской и Змиевской ТЭС). Торги на аукционе, который проводился Фондом государственного имущества Украины, должны были стартовать с $220 млн. Но в итоге сначала "Нефтебитумный завод" не был допущен к участию в них по причине несоответствия поданной документации украинскому законодательству, а потом был отменен и сам аукцион.

Более успешной оказалась попытка Н. Воробья по приобретению контрольной доли в ривненской компании "ПрикарпатЗападтранс", эксплуатирующей украинский участок (1.1 тыс км) нефтепродуктопровода Самара Западное направление. Продавцом выступила швейцарская компания International Trading Partners, принадлежащая гражданину Германии Анатолию Шефферу (аффилированному с Виктором Медведчуком). В конце марта 2019 г. Антимонопольный комитет Украины разрешил "Нефтебитумному заводу" приобрести 51%-ную долю в "ПрикарпартЗападтрансе".

Структуры Н. Воробья и непосредственно он сам являются также основными владельцами долей в двух экспедиторских компаниях — в ривненской 100%-ной "Транс-Брок" и в киевской 51%-ной "Белказтранс Украина". "Белказтранс Украина", в частности, участвовала в транзите российского угля европейским потребителям.

В этом году амбиции бизнесмена доросли до финансового рынка Украины. Н. Воробей стал главным претендентом на покупку БТА Банка, выставленного на продажу казахским бизнесменом Кенесом Ракишевым. В ноябре Антимонопольный комитет Украины одобрил переход учреждения в руки белорусского предпринимателя. Однако 24 декабря Нацбанк Украины, ссылаясь на недавнее включение Н. Воробья в санкционный список Евросоюза, отказал белорусскому бизнесмену в покупке актива.

Продолжение в следующем номере.