Наш старый сайт

Евгений ПАЛЕНКА: "Контроль над предприятиями ТКЭ обеспечивает "Нафтогазу" рыночную власть"

Евгений ПАЛЕНКА: "Контроль над предприятиями ТКЭ обеспечивает "Нафтогазу" рыночную власть"

№17 (1210) от 27.04.202127.04.2021

ПСО — всего лишь инструмент, с помощью которого теплокоммунальную энергетику удерживают в орбите "Нафтогаза Украины"

Независимый эксперт по энергетике Евгений Паленка считает, что выход на рынок газа предприятий теплокоммунальной энергетики в качестве самостоятельных субъектов противоречит планам "Нафтогаза Украины".

Отопительный сезон 2020-2021 гг. предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) страны завершили с общими долгами только за газ на сумму 58.2 млрд грн. Из них 22.9 млрд грн — задолженность перед "Нафтогазом Украины", накопленная за период с 1 января по 20 апреля 2021 г.

Ранее планировалось, что с 1 мая 2021 г. сегмент производства тепловой энергии, как и поставок газа бытовым потребителям, перейдет на рыночные условия. Но 21 апреля парламентский комитет по энергетике и жилищно-коммунальным услугам рекомендовал Кабмину пролонгировать ПСО для предприятий ТКЭ. Чем это обернется для предприятий ТКЭ и каждого потребителя их услуг на фоне ожидаемого роста цен на газ и электроэнергию, что однозначно спровоцирует резкое увеличение тарифов, в интервью "ЭнергоБизнесу" рассказал независимый эксперт по энергетике Евгений ПАЛЕНКА.

— 25 апреля поставщики газа бытовым потребителям начали объявлять базовые цены годовых контрактов и предложения цены поставок газа на май. Вы ранее предполагали, что сравнительно безопасной для поставщиков является цена 12-15 грн/куб м, но в общем потребителям кубометр обойдется не менее 10 грн. "Улыбнется" ли цена газа на май тепловикам, чего им ожидать и от кого?

— Поставщиком газа для предприятий теплокоммунальной энергетики является НАК "Нафтогаз Украины". Но если условно-рыночные правила предполагают оглашение цен поставщиками газа бытовым потребителям на предстоящий месяц хотя бы за 5-6 дней до его начала (до 25 числа текущего месяца), то предприятия ТКЭ узнают о действовавшей (!) в истекающем месяце цене на газ после 25 числа. Постфактум. Когда уже произведены, проданы и поставлены потребителям теплоэнергия и горячая вода. Соответственно, внести корректировки в структуру своих расходов и затрат на произведенные килокалории тепла предприятия ТКЭ задним числом не могут. Тем более, что тариф устанавливает НКРЭКУ, и до начала 2021 г. он был неизменным для ТКЭ с апреля 2018 г. В рамках возложенных на "Нафтогаз" спецобязанностей, НАК объявляет цену на текущий месяц задним числом. То есть цену на газ для ТКЭ на апрель "Нафтогаз" должен определить 25 апреля (интервью состоялось до оглашения апрельских цен для ТКЭ и решения правительства о ПСО. — Ред.).

— Когда будет известна цена на май? Кабмин пока еще не объявил, станет ли сегмент ТКЭ рыночным с 1 мая, как предполагалось прежде.

— В случае отмены ПСО, допускаю, что цену на газ для предприятий ТКЭ на май "Нафтогаз" будет определять для каждого отдельно. И то при условии погашения ими всех долгов предыдущих периодов, признания предприятиями всех штрафов и пеней (для этого НАК будет требовать подписать акты сверки задолженности) и предоплаты или банковской гарантии для будущих поставок газа. Фактически с отменой ПСО мы ожидаем тотального прекращения поставок горячей воды и остановки котельных с 1 мая. С теплообеспечением ситуация будет аналогичной, только ближе к отопительному сезону 2021-2022 гг. Причем о такой перспективе участники рынка газа предупреждали еще в январе.

— Правительству придется снова продлить ПСО для ТКЭ?

— Можно сказать, что весь минувший отопительный сезон предприятия ТКЭ фактически в приказном порядке были вынуждены покупать газ у "Нафтогаза" по ценам, которые в отопительный сезон превышали рыночные. Мы имели уникальный эффект, когда по системе возложенных спецобязанностей ТКЭ покупали газ у госкомпании "Нафтогаз" по ценам, которые были равны, а в некоторые месяцы намного превышали рыночные. Если посмотреть на составленную мною таблицу, то очевидно, что на пике спроса цены газа, поставляемого по ПСО, на 30% были выше рыночных (см. табл. 1).

Табл. 1. Сравнение цен на природный газ на 8.04.21 г., грн (без НДС) и транспортировку за 1 тыс куб м

Компания Услуга/ед. 2020 г. 2021 г.
  измерения август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март
НАК "Нафтогаз" для ТКЭ 2 979 4 319 5 374 5 375 6 103 7 331 6 841 6 280
НАК "Нафтогаз" (с цены снят тариф ОГТСУ) ППН 2 384 3 309 4 501 5 634 5 518 5 701 5 701 5 701
разница грн 595 1 010 873 -259 585 1 631 1 140 579
разница % 25 31 19 -5 11 29 20 10
НАК "Нафтогаз" (с цены снят тариф ОГТСУ) для населения 2 576 3 793 3 793 5 151 5 151 5 593 5 593 5 593
разница грн 403 526 1 582 225 952 1 739 1 248 687
разница % 16 14 42 4 18 31 22 12
Условный расчет НАК для населения 20% 2 061 3 034 3 034 4 121 4 121 4 474 4 474 4 474
разница грн 918 1 285 2 340 1 255 1 982 2 857 2 367 1 806
разница % 45 42 77 30 48 64 53 40
Минэкономики для рентных платежей 2 918 3 956 4 858 5 162 5 703 7 045 6 946  
разница грн 61 363 516 214 400 286 -105  
разница % 2 9 11 4 7 4 -2  
УЭБ (торги до 20 числа М-1) предоплата 2 783 3 351 4 483 5 457 5 114 5 971 6 827 6 518
разница грн 196 968 892 -81 989 1 360 14 -238
разница % 7 29 20 -1 19 23 0 -4
УЭБ (торги до 30/31 числа М-1) предоплата 2 767 3 456 4 528 5 499 4 949 6 324 6 744 6 518
разница грн 213 863 847 -124 1 154 1 008 97 -238
разница % 8 25 19 -2 23 16 1 -4
УЭБ (торги до 20 числа М-1) наложенный платеж - - - - 5 133 6 101 7 046 6 394
разница грн - - - - 970 1 231 -205 -114
разница % - - - - 19 20 -3 -2
УЭБ (торги до 30/31 числа М-1) наложенный платеж - - - 5 583 5 077 6 311 6 852 6 369
разница грн - - - -208 1 026 1 020 -11 -89
разница % - - - -4 20 16 0 -1
Приведенная стоимость на природный газ на европейских хабах до границы Украины (средняя стоимость за первые 20 дней в месяце потребления на хабах TTF) предоплата - - - - - - 7 710 7 355
разница грн - - - - - - -869 -1 075
разница % - - - - - - -11 -15

По данным УЭБ, ОГТСУ, Минэкономики. Сбор данных и расчеты Е. Паленко. 

Ситуация, мягко говоря, странная. С одной стороны, мы имеем ПСО для предприятий ТКЭ. Государством предусмотрены существенные налоговые льготы для добывающих компаний, которые поставляют газ в рамках ПСО ("Укргаздобыча", единственным акционером которой является "Нафтогаз"). В ст. 252 Налогового кодекса предусмотрены два уровня налоговых льгот для таких поставщиков газа по системе ПСО, предусматривающие компенсацию возможных убытков от продаж по фиксированным ценам, которые теоретически должны быть ниже рыночных.

С другой стороны, мы видим, что этот газ продавался в рамках ПСО по ценам выше рыночных на 30% и дороже. Когда я говорю о 30% выше рыночной цены, то возвращаемся к дискуссии о том, какую цену считать рыночной.

— Так какую цену считать рыночной?

— На мой взгляд, рыночные цены на рынке газа Украины можно определить двумя способами. Во-первых, это цена, формируемая на бирже. Согласен с мнением многих участников рынка — в Украине сформировался собственный рынок газа, и это украинский рынок. Он имеет прямую связь с европейским и мировым через поставки LNG, но это украинский рынок газа, на котором формируется своя цена на определенный месяц поставок.
Главным индикатором формирования цены предлагаю считать цены Украинской энергетической биржи (УЭБ). Сегодня УЭБ уже является ликвидной, на ней торгуются определенные объемы газа, есть определенное количество продавцов и покупателей. Это является основанием, позволяющим считать цены газа УЭБ рыночными.
Рыночную цену для ТКЭ можно определить через цену "Нафтогаза" для бытовых потребителей. Практика работы рынка поставок газа промышленным потребителям свидетельствует, что они закупают газ на будущий месяц с 10 по 25 число текущего месяца. Газ, который будет потреблен в мае, закупают начиная с 10 апреля. Таким образом, мы можем брать цены купли-продажи ресурса на УЭБ, например, с 10 по 25 апреля, рассчитывать среднюю цену на газ и считать ее определенным индикатором рыночной цены на газовом рынке Украины на май. Если мы сделаем такие расчеты, то подсчитаем, что всю зиму предприятия ТКЭ покупали газ по такой рыночной цене и на 30% дороже.

Во-вторых, существует и другая методика расчета рыночной цены газа в Украине. Общемировая практика — розничные цены на газ практически всегда значительно выше оптовых (как и у нас для промышленности). Это относится не только к рынку газа. Соответственно цены, по которым крупные компании поставляют/продают газ оптом, в ритейле (в рознице) более мелкие поставщики — дистрибьюторы продают населению по ценам на 10-30% выше оптовых. Такова практика снабжающих компаний в Великобритании, Германии, Франции и других странах Европы. Если использовать эту методику, то можем вычислить оптовую цену газа в Украине от оптового поставщика "Нафтогаза". Для этого возьмем цену газа, по которой НАК поставляет газ населению, и отнимем от нее 20% среднестатистической наценки ритейла.

— Рассчитаем: 6.99 грн/куб м - 20% = 5.6 грн/куб м — приблизительная цена газа "Нафтогаза" для оптовых поставок. Предприятия ТЭК и есть оптовые потребители газа.

— Оптовые. Но им "Нафтогаз" поставлял газ по цене в среднем около 8 грн/куб м, дороже чем в розницу (населению). Что само по себе нонсенс. Используя такой простой метод расчета цены НАКа для оптовых потребителей — предприятий ТКЭ, можно убедиться, что на самом деле оптовые цены для ТКЭ в рамках ПСО были в отопительном сезоне на 40% выше розничных.

Не претендую на истину в последней инстанции, но как экономист могу иметь свое мнение и для себя принимаю такой метод расчета оптовой цены газа. Поэтому и говорю о двух методиках и двух рыночных ценах газа в Украине.

— Следуя такой логике, смысла в ПСО нет, его надо отменять. Но…

— Расчет цены — не единственная проблема существующей методики ПСО. Следующая проблема — время определения/оглашения цены. Представьте, вы приходите в ресторан, вам приносят меню, в котором не указаны цены блюд. Вы заказываете, ужинаете, не ожидая подвоха, исходя из собственных представлений о ценах, а после этого вам называют стоимость каждого блюда. Счет за ужин вас шокирует. Приблизительно так в конце каждого месяца чувствуют себя руководители предприятий ТКЭ.

— В мире есть рестораны и магазины без ценников. Правда, клиентами таких заведений являются люди, которые не считают…

— Вот именно — не считают. В случае с предприятиями ТКЭ на счету каждая копейка. Но предприятия потребляют газ в течение почти месяца и только в конце узнают цену, по которой его поставил в каждом месяце "Нафтогаз". В течение месяца руководитель ТКЭ еще может регулировать потребление газа, но не в условиях, когда цену уже использованного ресурса узнает задним числом.

— Если история повторяется из месяца в месяц, менеджеры должны быть готовы к такому развитию событий.

— Вряд ли возможно просчитать цену НАК наперед. "Нафтогаз" ежемесячно устанавливает цену предприятиям ТКЭ в рамках ПСО с учетом индекса цен одного из немецких хабов. Эта цена включает среднюю цену газа хаба NCG за первые 20 дней месяца, стоимость транспортировки газа до границы Украины (хаб+), тариф на вход в ГТС Украины, наценку НАКа, и все это умноженное на курс НБУ грн/EUR. Ежемесячно цена для ТКЭ, рассчитанная по такой формуле, в отопительный сезон была выше прогнозируемой (см. табл. 1).

Цена газа, поставляемого "Нафтогазом Украины" в рамках ПСО* для ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" в 2015-2020 гг., грн/тыс куб м с НДС (без учета транспортировки газа)

Месяц Год
  2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Январь   2 124.89 5 930.40 5 930.40 7 482.61 5 580.000
Февраль   2 124.89 5 930.40 5 930.40 7 482.61 4 737.600
Март   2 124.89 5 930.40 5 930.40 7 482.61 4 075.200
Апрель   2 124.89 5 930.40 5 930.40 7 482.61 3 476.400
Май   5 930.40 5 930.40 5 930.40 7 188.00 2 730.864
Июнь   5 930.40 5 930.40 5 930.40 6 664.67 2 570.736
Июль   5 930.40 5 930.40 5 930.40 5 886.81 2 757.036
Август   5 930.40 5 930.40 5 930.40 5 584.25 3 574.992
Сентябрь   5 930.40 5 930.40 5 930.40 5 392.36 5 182.788
Октябрь 2 167.38 5 930.40 5 930.40 5 930.40 5 127.31 6 448.920
Ноябрь 2 167.38 5 930.40 5 930.40 7 482.61 5 878.80 6 450.444
Декабрь 2 167.38 5 930.40 5 930.40 7 482.61 5 132.04 7 323.720

*Положение о ПСО действует с 1.10.15 г.

 — Но ведь существует разница в тарифах, которую правительство обязалось оплачивать ТКЭ.

— Да, существует. В 2015 г. государство понимало, что установленные для предприятий ТКЭ тарифы меньше экономически обоснованных. Государство взяло на себя обязательство компенсировать предприятиям ТКЭ разницу между устанавливаемыми тарифами и экономически обоснованными, сдерживая таким искусственным способом рост тарифов для населения. Точно также государство брало на себя обязательство перед "Нафтогазом", возлагая на него спецобязанности по поставкам газа для ТКЭ по фиксированным ценам, компенсировать разницу в ценах — между ценой продажи НАКом по ПСО в предыдущие периоды и рыночной ценой, существующей в том же периоде. И если с «Нафтогазом» государство хоть как-то рассчитывалось, то перед предприятиями ТКЭ практически нет. В декабре 2020 г. государство направило на погашение своей задолженности перед «Нафтогазом» за разницу в ценах в предыдущие периоды 32.2 млрд грн.

— Вы о сделке-взаимозачете долгов государство-"Нафтогаз"-"Укрнафта"- бюджет?

— Да. Но «решая» таким способом проблему взаимных многолетних долгов, государство не включило в эту цепочку предприятия ТКЭ. Если бы была профессиональная заинтересованность очистить от долгов предприятия ТКЭ в преддверии открытия этого рынка, то в цепочку взаиморасчета надо было включить предприятия ТКЭ. Получив от государства средства в качестве оплаты за разницу в тарифах, ТКЭ моментально перечислили бы эти же средства НАКу и дальше по цепочке. Параллельно надо было списать пени и штрафы, начисленные «Нафтогазом» предприятиям ТКЭ за несвоевременные поставки газа в предыдущие периоды.

По большому счету, тело долга большинства предприятий ТКЭ равно сумме, которую им не выплатило государство как разницу в тарифах, и на которую «Нафтогаз» начисляет штрафы и пени. То что НАК начисляет штрафы и пени за несвоевременные платежи, это рыночный бизнес-подход. Но, в отличие от «Нафтогаза», предприятия ТКЭ не могут выставлять счет, начислять пени и штрафы государству за несвоевременную компенсацию разницы в тарифах.

Государство как акционер «Нафтогаза» предпочло погасить перед ним задолженность по разнице в ценах на газ. При этом акционер «Нафтогаза» не рассчитывается с предприятиями ТКЭ, за что НАК их штрафует. Долги накапливаются, круг замыкается. Перспектив рассчитаться с долгами перед «Нафтогазом» у ТКЭ практически нет. Выход на рынок в качестве самостоятельных субъектов рынка таким способом заблокирован.

— Хотите сказать, это сделано умышленно? Почему?

— А как иначе это назвать? В случае самостоятельного выхода на рынок предприятий ТКЭ, нет гарантии, что они станут покупать газ у "Нафтогаза". Уже потому, что видят, какие цены им выставляет НАК, и какие есть на рынке. Предприятия ТКЭ получили бы право выбирать лучшие рыночные предложения не только по цене и объему, но и по условиям оплаты и другим параметрам. Многие крупные трейдеры и добывающие компании были готовы поставлять оптом газ предприятиям ТКЭ, видя в них постоянных и теоретически выгодных покупателей, которым нужны долгосрочные контракты с относительно предсказуемыми рисками и гарантиями поставок.

Теплокоммунальная энергетика — это емкий рынок с 7-8 млрд куб м газа в год. Есть за что побороться. Но ТКЭ загнаны в долговую яму и не имеют возможности выбрать себе другого поставщика вместо «Нафтогаза».

Задолженность* "Полтаватеплоэнерго" за поставки газа "Нафтогазом Украины" в рамках ПСО, 2018-2020 гг.:

  • 2018 г. (по состоянию на 1.01.19 г.) — 285.48 млн грн;
  • 2019 г. (по состоянию 1.01.20 г.) — 257.19 млн грн;
  • 2020 г. (по состоянию на 1.01.21 г.) — 334.29 млн грн.

*Долг не реструктуризирован.
 

Потребление газа и производство тепловой энергии "Полтаватеплоэнерго" в 2018-2020 гг.

Показатель Ед. измерения 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Количество потребленного природного газа тыс куб м 112 330.127 97 636.488 94 923.598
Производство тепловой энергии, произведенной на природном газе тыс Гкал 815.710 711.825 691.424

— Классическая конкурентная борьба нерыночным способом. "Нафтогаз" и его акционер — Кабмин не заинтересованы в самостоятельности ТКЭ, и долги — только повод?

— Вполне вероятно. Если исходить из этого предположения, то «Нафтогаз» не заинтересован в предприятиях ТКЭ как самостоятельных субъектах рынка. Можно предположить, что долговая зависимость ТКЭ служит гарантией их подконтрольности НАКу, а значит и гарантирует рынок сбыта, а, следовательно, и прибыль госкомпании. Правительство заинтересовано в увеличении прибыли "Нафтогаза" и дивидендах. В свою очередь, "Нафтогаз" стремится использовать ситуацию для реализации собственных бизнес-интересов.

Более того, такое положение дел обеспечивает "Нафтогазу" рыночную власть. Причем формально это не является злоупотреблением рыночным положением и нарушением антимонопольного законодательства. В этом контексте ПСО — всего лишь рычаг, позволяющий «Нафтогазу» контролировать рынок емкостью до 8 млрд куб м.

— Вполне вероятно, что не только рынок, но и местную власть как собственника коммунальной теплоэнергетики таким способом можно держать на коротком поводке. В условиях децентрализации контроль НАКа над предприятиями ТКЭ позволяет центральной власти, как акционеру "Нафтогаза", опосредованно контролировать местные власти. В условиях перманентных выборов это существенный политический рычаг, не так ли?

— Скорее всего, Вы не далеки от истины.

— Когда Вы говорите о вероятности установления "Нафтогазом" цены для каждого предприятия ТКЭ в отдельности, речь идет не только о цене на газ? Таким способом в счет долгов НАК может получить в управление коммунальные предприятия. Подобная схема в Украине известна, нечто подобное не так давно происходило между КП "Киевтеплоэнерго" и ДТЭК.

— Допускаю, что "Нафтогаз" действительно может иметь подобные планы. По крайней мере, не вижу особых препятствий для реализации подобной схемы, если не в масштабах страны, то в некоторых регионах.

— Если говорить о рыночной власти, мало кто может конкурировать с "Нафтогазом" по большинству параметров, прежде всего по доступу к ресурсам газа. НАК имеет прямой доступ к ресурсу "Украздобычи", Вам это должно быть хорошо известно по опыту работы в УГД.

— Действительно, у "Нафтогаза" неограниченный доступ к ресурсу "Укргаздобычи". Но это не значит, что у предприятий ТКЭ не должно быть даже теоретической возможности выбора поставщика газа. Для этого и существует рынок. В нынешних же условиях ТКЭ не имеют даже перспектив выбора.

— В отличие от населения. Но это не означает, что по долгам и за текущие поставки не нужно платить.

— Нет, конечно. У населения действительно появился выбор поставщика в зависимости от сервиса и условий, которые предпочтительны для каждого конкретного потребителя. С другой стороны, присутствие массы разнообразных предложений поставщиков на рынке и достаточно высокие цены на газ, которые логичнее всего со временем будут выше оптовых, воспитывают у граждан культуру потребления энергоресурсов на бытовом уровне — выключить отопление, например, уходя на работу, и включить его только вечером по возвращении домой, использовать преимущества зонных счетчиков электроэнергии, энергосберегающие осветительные приборы и т. д.

— Регулировать отопление — не всем доступная опция в условиях централизованного теплообеспечения, особенно в городах с централизованным отоплением.

— Это еще одна проблема теплоэнергетики — учет и регулирование производства, потерь и потребления. У предприятий ТКЭ в принципе нет стимула, не говоря уже о средствах, решать технические и технологические задачи. Но уверен, это следующий этап развития отрасли, а для начала ее реанимация. Тем не менее, сегодня для теплокоммунальной энергетики ситуация следующая:

  1. Долги ТКЭ за поставленный «Нафтогазом» газ в рамках ПСО за предыдущие периоды плюс растущие штрафы и пени.
  2. Долги государства перед ТКЭ за разницу в тарифах.
  3. Цена газа для ТКЭ в рамках ПСО от «Нафтогаза» выше рыночной.
  4. "Нафтогаз" выставляет/публикует цену на газ после его фактического потребления, что лишает менеджеров возможности управлять потреблением газа.
  5. ТКЭ вынуждены пользоваться тарифами на 1 калорию поставляемого в системы тепла и горячей воды, установленными в 2018 г. и не учитывающими растущие расходы предприятий отрасли.
  6. ТКЭ должны:

- платить рыночную цену облгазам за транспортировку по распределительным сетям;
- своевременно оплачивать используемую электроэнергию и платить за нее и ее доставку облэнерго;
- увеличивать зарплаты сотрудникам согласно росту минимальной зарплаты в Украине;
- ввести работу с должниками, в частности с бытовыми потребителями, в том числе взыскивая долги в судебном порядке;
- поддерживать тепло- и водопроводные системы в рабочем состоянии, своевременно ремонтировать их, в идеале — заменить оборудование и перейти на энергоэффективные технологии, и многое другое.

Задолженность** потребителей перед ПОКППТХ "Полтаватеплоэнерго" в 2019-2021 гг.

Категория потребителей На 1.01.19 г., млн грн На 1.01.20 г., млн грн На 1.01.21 г., млн грн
Население 250.4 309.1 371.1
Бюджетные учреждения 0.4 0.3 01.Лют
Другие потребители  10.Сер 09.Тра 13.0
Религиозные учреждения  0.0 0.0 0.0
Льготы 06.Тра 0.0 0.0
Субсидии 21.Лип 0.0 0.0
Всего 289.8 318.9 385.3

**Абонентами "Полтаватеплоэнерго" в настоящее время являются физические и юридические лица, проживающие в трех городах и двух поселках городского типа Полтавской области, в том числе: население — 91 231, бюджетные учреждения — 202, другие категории потребителей — 1335, религиозные учреждения — 5. 

— С таким "отрицательным сальдо" выход на рынок ТКЭ невозможен в принципе. Даже если абстрагироваться от состояния теплосетей и водопроводов, связанных с этим аварий и прочих взаимосвязанных проблем.

— На самом деле правительство все равно будет вынуждено отказаться от ПСО для предприятий ТКЭ и выпустить их на рынок газа. Условиями для нормальной работы на рынке, кроме упомянутых вариантов решения долговых проблем, должны быть следующие: возможность выбора поставщика и наиболее выгодных для каждого конкретного предприятия ТКЭ контрактов; цену газа менеджмент предприятий ТКЭ должен знать наперед, желательно даже больше, чем на месяц, и таким потребителям крайне выгоден годовой контракт, позволяющий маневрировать с отсрочкой платежей и потреблением ресурса; ТКЭ должны иметь возможность устанавливать цену на месяц вперед (хотя бы 28 числа текущего месяца на следующий); ТКЭ и потребители должны иметь возможность оперативно регулировать потребление тепла в зависимости от смены погоды и других факторов (это к вопросу об открытых окнах при средних температурах и едва теплых батареях и воде при низких температурах воздуха), обязательное наличие как минимум индивидуальных теплопунктов на входе в многоквартирные дома. Это было бы выгодно и местным властям, которые также могли бы при необходимости влиять на политику ТКЭ с точки зрения экономии ресурсов, так как местные власти оплачивают часть расходов ТКЭ, многие из которых являются коммунальными по форме собственности. Согласно меморандуму, подписанному зимой предприятиями ТКЭ, "Нафтогазом" и Ассоциацией городов Украины, тарифы должны оставаться неизменными, но предприятия ТКЭ должны обеспечивать всех потребителей теплом и горячей водой в отопительный сезон и на период карантина. Предполагалось найти способ решения долговой зависимости ТКЭ от "Нафтогаза" (см. «ЭнергоБизнес» № 14/1209 от 20.04.21 г., «Александр Слобожан: «Прекращение ПСО сейчас будет коллапсом для коммунальной энергетики». — Ред.).

До 1 октября в любом случае — будет ПСО пролонгировано или отменено — правительству совместно с парламентом, АГУ, предприятиями ТКЭ и "Нафтогазом Украины" придется решить проблему погашения задолженности ТКЭ перед "Нафтогазом". Иначе отопительный сезон 2021-2022 гг. рискует для многих ТКЭ и целых регионов так и не начаться — НАК попросту не продаст газ без предоплаты и реструктуризации долгов на его условиях. Поэтому сама по себе отмена ПСО при наличии долгов у предприятий ТКЭ не позволит им выйти на рынок газа в качестве самостоятельных субъектов и выбрать себе другого поставщика газа. Чтобы ответить на вопрос, почему эта ситуация "заморожена" годами, достаточно ответить на вопрос, кому это выгодно.

Досье "ЭнергоБизнеса"
Евгений ПАЛЕНКА, советник директора "Полтаватеплоэнерго", независимый эксперт по энергетике.
Родился: 31.01.1972 г. в Полтаве.
Образование: 1990-1995 гг. — Харьковский Государственный Университет им. Каразина, факультеты: экономический и иностранных языков. Специальность: экономист, преподаватель экономических дисциплин, банковский и финансовый менеджер, референт- переводчик английского языка.
1993 г. — Будапештский Университет Экономики, курс управления экономикой в период трансформации.
1995 г. — Стажировка в Парламенте Канады по Канадско-Украинской Парламентской Программе.
1995-1997 гг. Университеты Штатов Колорадо и Оклахома, степень Магистра Экономики (стипендия Maskie), тема работы «Логико- исторический анализ формирования и развития налоговых систем, подходы к разработке оптимальной налоговой системы для Украины» (работа получила специальный денежный приз Гарвардского Университета в 1995 г.).
1998-2000 гг. — Обучение по квалификации АССА, в 2005 г. присвоена квалификации FCCA.
Карьера: 1993-1994 гг. управляющий счетами, начальник отдела в Харьковском филиале ПУМБа; 1997-2016 гг. — экономист, с 1999 г. финансовый директор СП ПГНК, 2011-2015 гг. финансовый директор Южгазэнерджи, 2011-2016 гг. финансовый директор JKX Oil&Gas plc по странам СНГ; 2016-2018 гг. — первый заместитель генерального директора Смарт Энерджи по экономике и финансам, финансовый директор Regal plc; 2018-2019 гг. — директор ГПУ "Полтавагаздобыча" (АО УГВ); 2019-2020 гг. — финансовый директор АО "Укргазвыдобування"; 2020- 2021 гг. — советник директора "Полтаватеплоэнерго", независимый эксперт по энергетике.
Семья: женат, воспитывает двух дочерей.
Хобби: теннис, велосипед.