Наш старый сайт

МЭА прогнозирует пик спроса на нефть

МЭА прогнозирует пик спроса на нефть

№14 (1207) от 06.04.202106.04.2021

Спрос на нефть будет расти, но МЭА сдвинула прогноз мирового спроса на нефть на более низкий уровень

После беспрецедентного падения в 2020 г., мировой спрос на нефть ежегодно будет расти в течение ближайших пяти лет. Однако если энергетические политики и поведение людей будут меняться сильнее, чем ожидается, этот рост может прекратиться уже в ближайшее время. Об этом Международное энергетическое агентство сообщает в докладе Oil 2021.

Владимир МИХАЙЛОВ

В документе отмечено, что мировые нефтяные рынки уже оправились от массового шока, вызванного пандемией COVID-19, но в отрасли по-прежнему еще сохраняется высокая, как никогда, неопределенность. МЭА сдвинула прогноз мирового спроса на нефть в ближайшие годы на более низкий уровень. Кроме того, агентство считает, что если правительства будут ужесточать политику перехода к "чистой" энергии, а изменения в поведении людей, которые были вызваны пандемией, укоренятся, то пик спроса на нефть и нефтепродукты может произойти раньше, чем ожидалось. Эти изменения, как отмечено в документе, "вызвали резкий сдвиг в сторону понижения в ожиданиях спроса на нефть в течение следующих шести лет".

Если же будут сохранены нынешние политики, то к 2026 г. спрос на нефть должен вырасти до 104 млн бар в сутки, что на 4% выше уровня 2019 г., и это отражено в базовом сценарии МЭА.

"Кризис, вызванный COVID-19, привел к историческому снижению мирового спроса на нефть, но не обязательно, что он будет долговременным. Достижение методического отказа от нефти имеет важное значение для достижения климатических целей, но для этого потребуются серьезные изменения в политике со стороны правительств, а также ускоренные изменения в поведении людей. Без этого мировой спрос на нефть будет расти каждый год до 2026 г., — отметил Фатих Бирол, исполнительный директор МЭА. — Чтобы мировой спрос на нефть достиг пика в ближайшее время, необходимо немедленно принять серьезные меры по повышению стандартов топливной эффективности, увеличению продаж электромобилей и ограничению использования нефти в энергетическом секторе".

Эти действия в сочетании с увеличением использования дистанционной работы, глубины переработки отходов и сокращением интенсивности деловых поездок могут сократить потребление нефти на 5.6 млн бар в сутки к 2026 г. Если это произойдет, мировой спрос на нефть никогда не вернется к тому уровню, который был до пандемии, считают в МЭА.

Как и в предыдущие годы, в основном рост будут обеспечивать страны Азии. Их доля в увеличении мирового спроса на нефть, согласно базовому сценарию отчета МЭА, в период с 2019 по 2026 гг. составит 90%. При этом во многих странах с развитой экономикой, где количество транспортных средств и потребление нефти на душу населения уже достигли высоких показателей, спрос не вернется к докризисному уровню (рис.1).

Рис. 1. Динамика спроса на нефть в разных регионах мира

Динамика спроса на нефть в разных регионах мира

ИСТОЧНИК

Oil 2021

С предложением нефти ситуация сложная. Высокая повышенная неопределенность перспектив создает дилемму для производителей. Инвестиционные решения, принятые сегодня, могут привести либо к тому, что слишком большие мощности не будут использоваться, либо к такому снижению добычи, когда нефти не будет хватать для удовлетворения спроса. В 2020 г. операторы инвестировали в разведку и добычу на треть меньше, чем планировалось ранее (рис. 2), а в этом году ожидается лишь незначительный рост глобальных инвестиций.

Сокращение спроса вынуждает нефтедобывающие страны и компании принимать "жесткие решения". Нефтедобытчики, с одной стороны, не хотят в долгосрочной перспективе остаться без новых ресурсов, но они также не хотят инвестировать в новые производственные мощности, которые могут иметь повышенный риск в отношении срока службы активов. МЭА предупреждает, что это ведет к нехватке инвестиций, что может вызвать еще один кризис предложения в будущем.

Рис. 2. Изменение инвестиций в добычу нефти и газа

Изменение инвестиций в добычу нефти и газа

ПРИМЕЧАНИЕ

Данные за 2020 год – прогнозируемые и итоговые, данные за 2021 год – предварительные

МЭА прогнозирует, что к 2026 г. мировые производственные мощности по добыче нефти вырастут на 5 млн бар в сутки. В то же время коллапс спроса в 2020 г. привел к появлению запаса резервных производственных мощностей рекордного объема — 9 млн бар в сутки, что может обеспечить необходимое наращивание добычи в ближайшем будущем.

Чтобы удовлетворить рост спроса на нефть до 2026 г. в базовом сценарии отчета МЭА, к 2026 г. предложение должно вырасти на 10 млн бар в сутки. Ожидается, что половину этого увеличения обеспечит Ближний Восток, прежде всего Саудовская Аравия, и произойдет это в основном за счет того, что будут задействованы существующие мощности, добыча на которых была приостановлена. Очевидно, что период, когда самая значительная доля роста добычи приходилась на США, закончился. МЭА считает, что если исходить из сегодняшней политики, в США рост предложения должен возобновиться по мере восстановления инвестиций и активности в отрасли, однако в любом случае это увеличение вряд ли будет соответствовать высоким уровням, наблюдавшимся в последние годы.

Сегодня избыточные добывающие мощности являются проблемой нефтеперерабатывающего сектора, с которой он пытается справиться. Коэффициент их использования все еще остается слишком низким, и требуется остановить еще не менее 6 млн бар в сутки мощностей, чтобы он вернулся к нормальному уровню. Но рост потребления в Китае, Индии и на Ближнем Востоке продолжает стимулировать введение в эксплуатацию новых мощностей. МЭА ожидает, что к 2026 г. импорт сырой нефти в Азии вырастет до 27 млн бар в сутки, и для удовлетворения спроса потребуется существенный рост добычи нефти на Ближнем Востоке и в Атлантическом регионе.

Основным драйвером роста потребления останется нефтехимическая промышленность. Производство этана, сжиженного нефтяного газа и лигроина обеспечит 70% прогнозируемого увеличения спроса на нефтепродукты к 2026 г.

Спрос на авиационное топливо, который больше всего упал в результате пандемии, постепенно будет возвращаться к докризисному уровню. Тем не менее, МЭА полагает, что этому может помешать тенденция перевода встреч и конференций в онлайн-формат в совокупности со стремлением компаний сокращать расходы, а также неуверенное восстановление туристической отрасли.

МЭА также считает, что спрос на бензин, возможно, уже достиг своего пика, поскольку повышение эффективности двигателей и переход на электромобили компенсируют рост использования автомобилей с ДВС и, соответственно, потребления бензина в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах. Такие тенденции МЭА называет "новой нормальностью" рынка, т.е. таким состоянием, после которого полное восстановление уже не происходит.