Наш старый сайт

Пожар как повод

Пожар как повод

№32 (1225) от 10.08.202111.08.2021

"Газпром" вынуждает Европу принять его правила игры на рынке газа и ускорить запуск "Северного потока-2"

Пожар на российском заводе по подготовке конденсата к транспортировке 5 августа стал очередным, хотя и мало убедительным, поводом для "Газпрома" сыграть на повышении цен и в очередной раз напомнить о своей незаменимости для ЕС. Хотя, казалось бы, должен свидетельствовать об обратном и лишний раз насторожить европейцев.

Завод является частью Уренгойского газодобывающего комплекса ООО "Газпром-переработка", обеспечивающего прием и переработку нестабильного газового конденсата наибольших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. К транзиту газа он прямого отношения не имеет. И даже его остановка не должна влиять на стабильность экспортных поставок в Европу, в том числе через газотранспортную систему Украины.

Игра на повышение

Но на фоне практически остановленного "Газпромом" закачивания газа в подземные хранилища в Европе, спровоцировавшего небывалый рост цен на газ до $540 за тыс куб м, любая информация даже о смежной инфраструктуре только подогревает страсти. Учитывая, что "Газпром" отказался выкупать дополнительные транзитные объемы через украинскую ГТС (Оператор ГТС Украины может предложить дополнительно более 2 млрд куб м в месяц), "Газпром" фактически вынуждает ЕС ускорить сертификацию "Северного потока-2".

При этом он становится фактически монопольным поставщиком газа в ЕС по контролируемым им же "потокам". Помните историю "газовой войны" начала 2009 г., в результате которой те же европейцы и американцы просили Украину подписать долгосрочный контракт на транзит газа через территорию Украины? Тогда еще не было "Северного потока-2", как и "Турецких потоков"…

Та история стала поучительной для всех стран, только выводы каждый сделал свои. Перед окончанием действия десятилетнего транзитного контракта "Нафтогаз Украины"-"Газпром", в 2019 г. подземные хранилища газа (ПХГ) и европейцы, и "Газпром", и Украина заполнили, что называется, под завязку. Мало ли, вдруг Украина и РФ не договорятся о транзите с 2020 г…

Договорились до 2024 г. включительно. В этом году и далее контракт предполагает транспортировку украинской ГТС в Европу 40 млрд куб м российского газа в год.

Но затем в 2020 г. трейдеры ломали голову, как продать закаченный в ПХГ газ. Наличие такого ресурса играло на понижение цены, да и зима выдалась сравнительно теплой. Поставки российского газа, в том числе через Украину, были стабильными, что успокаивало крупных трейдеров и покупателей.

Как стать монополистом

Но в 2021 г. "Газпром" достроил "Северный поток-2". Трейдеры не особо предполагали значительного подорожания цен на газ. Но… запасы в ПХГ истощились, новых активно не формировали (это недешевое удовольствие). И тут "Газпром" решил "ускорить" сертификацию СП2. Как он себе это представляет.

Восточноевропейские государства, включая Украину и Польшу, а также государства Балтийского региона говорят о несоответствии "Северного потока-2" требованиям Третьего энергетического пакета ЕС. Мол, нарушен основной принцип — владелец и продавец газа должен быть отделен от транспортировки, то есть от оператора ГТС. И никаких никому преференций. От Чехии, Словакии, Польши и Украины требовали именно этого. О том, что "Газпром" становится — с молчаливого согласия ЕС — монополистом как поставляемого ресурса, так и вариантов, и маршрута его транспортировки. И напоминают эту еще незабытую историю 2009 г., когда добрая половина Европы замерзала по воле "Газпрома"…

Кроме того, по информации операторов, работающих в связке с "Северным потоком-1" в Германии — OPAL і NEL — только за 10 дней ремонта этого "потока" государства ЕС недополучили 1.6 млрд куб м российского газа. Еще 320 млн куб м — из-за ремонта газопровода "Ямал-Европа". Благо, лето и никто не замерз.

При этом "Газпром" не воспользовался дополнительными транспортными мощностями ГТС Украины. Но компенсировал недопоставки из своих ресурсов в ПХГ Европы, чем еще более накалил ситуацию и подогрел рост цен.

Искусственно создаваемый дефицит газа сам же "Газпром" и намерен восполнять. Но не то, чтобы очень. Хотя куда-то же ему надо добытый газ девать? Вот только цены уже будут другими…

Но канцлер Германии Ангела Меркель едет на переговоры с Владимиром Путиным, а затем с Президентом США Джорджем Байденом. И на свет появляется некий меморандум, из которого по сути следует, что администрация Белого дома и ФРГ не будут препятствовать "Северному потоку-2". А утешительным призом для Украины должен якобы послужить создаваемый фонд в $1 млрд. Причем когда-нибудь, для разработки углеродных технологий.

Что теряет Украина

Украина резонно спрашивает, почему она должна выполнять правила Третьего энергопакета, а "Газпром", вполне вероятно, избежит этой участи? И потом, речь ведь даже не в том, что Оператор ГТС Украины в случае непродления транзитного контракта будет ежегодно терять более $1.5 млрд, 80% которых идут на содержание той же ГТС. Нюанс в том, что "оптимизировав" свою газотранспортную инфраструктуру из расчета исключительно потребностей Украины, в случае необходимости (пока это 30 млрд куб м в год), как это не раз случалось, восстановить ее работу оперативно в прежних объемах будет практически невозможно.

И если уж на то пошло, то украинский маршрут также должен рассматриваться в контексте варианта доставки газа в Европу. Что ж, будем конкурировать по цене. Как-никак 25-30% российского газа, пока еще, в Европу поставляется через ГТС Украины. Но на равных условиях. Польша, к слову, также готова участвовать в таком "тендере".

Очевидно, эту мысль, как и то, что РФ получит возможность в любой момент использовать газ как политическое оружие уже против Европы, еще пытаются донести хотя бы сомневающимся европейцам. На это, очевидно, настроен и Президент Зеленский, готовясь к визиту в США, где будет искать поддержку не только в администрации, но главным образом среди конгрессменов. Если те для встречи с ним вернутся из отпусков.

Нюанс в том, что если РФ "дожмет" Европу и "Северный поток-2", пусть даже и с обязательным допуском третьих стран, заработает, для россиян все равно потребуются дополнительные мощности в 10-30 млрд куб м в год — в зависимости от спроса в ЕС. И тогда они будут рассматривать либо вариант доставки своего газа в ЕС через Украину, либо через Польшу. Возможно, это и станет "утешительным призом" для ГТС, но какой из вышеназванных стран? Тем более, что есть важный нюанс — через ГТС Украины мощности для транспортировки заказывает именно "Газпром". Европейские трейдеры покупают "газпромовский" товар на западной границе, потому с Оператором ГТС Украины юридически отношений не имеют. В "Нафтогазе" и Операторе ГТС уверяют, что если бы евротрейдеры покупали российский газ на восточной границе Украины и заключали бы контракты на транспортировку газа с украинской стороной, это бы повлияло в пользу Украины. Но не факт, что мы об этом узнаем.

К слову, о добыче. Несмотря на падение добычи в АО "Укргаздобыча", частные добывающие компании, скажем так, восполняют баланс за счет увеличения добычи газа в Украине. За год получается около 20 млрд куб м. Еще 10 млрд пока приходится импортировать. Существует два варианта: либо резко увеличить добычу, либо сократить потребление. Оба маловероятны в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной к ним надо стремиться. И если бы сработали одновременно оба варианта, это было бы если не идеально, то значительно бы улучшило ситуацию с газопоставками в Украине.

По сути эти 30 млрд куб м — тот ресурс, с которым будет работать Оператор ГТС Украины в случае "нулевого" варианта транзита. И, как уж сказано, чтобы не переносить стоимость обслуживания всей ГТС на потребителей (в основном, промышленных), систему придется оптимизировать, сокращая расходы на ее содержание и обслуживание.

Поставки природного газа в Украину из Европейского Союза в январе-июле 2021 г. сократились в восемь раз (на 8.05 млрд куб м) по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. — до 1.15 млрд куб м, отмечает Оператор ГТС Украины.

По данным ОГТСУ, основной объем поставок пришелся на июль — 498 млн куб м и январь — 430 млн куб. м. Минимальные объемы импорта были в мае и марте — по 8 млн куб м. При этом 93% объема газа импортировано виртуальным реверсом из Венгрии и Польши.

"После анбандлинга Оператора ГТС Украины, по условиям действующего контракта с "Газпромом", необходимые объемы импортируемого/экспортируемого топлива можно замещать виртуально, то есть делать взаимозачет между операторами ГТС двух стран. Это позволяет компании существенно сэкономить на транспортировке", — акцентируют в ОГТСУ.

В ОГТСУ отметили, что остается открытым вопрос о создании виртуальной точки реверса со Словакией. И эта проблема не решается уже несколько лет подряд. "Смысл виртуальных точек даже не в экономии, а в расширении возможностей для импорта газа. Большую часть газа Украина импортировала через виртуальный реверс, поэтому крайне важно сохранение транзита газа через Украину и после 2024 г." — считает директор Оператора ГТС Украины Сергей Макогон.

Вопрос к цене

И, пожалуй, самый интересный на сегодня вопрос. Достаточно ли в Украине газа, чтобы перезимовать и выполнить условия транзитного контракта? Если без шапкозакидательства и паники, то добычи в 1.7-1.9 млрд куб м в месяц плюс запасы в подземных хранилищах "Укртрансгаза" , которые в отопительный сезон придется подымать ежемесячно (по 3 млрд куб м), - должно хватить. В отопительный сезон в основном потребление в Украине в последние годы составляет 150 млн куб м в сутки.

В ПХГ "Укртрансгаза" к началу августа уже было закачано свыше 17 млрд куб м газа. Около 3.8 млрд куб м трейдеры хранят в режиме "таможенного склада". На сегодня уже больше. 9 млрд из них принадлежит "Нафтогазу".

Из этих чуть более 17 млрд около 4.5 млрд куб. м — так называемый буферный газ, который практически не используется, но он необходим для поддержания давления в системе. Цифры с натяжкой, но коррелируются с хранящимися объемами трейдеров.

К тому же, сезон закачки в ПХГ в самом разгаре. Другое дело, что при такой стоимости никто не торопится формировать ресурс. Но "Нафтогазу" все же, видимо, придется это сделать. В любом случае до окончания сезона закачки в ПХГ "Укртрансгаза" планируют закачать еще 3.5 млрд куб м.

При таких темпах 19 млрд куб м могут успеть закачать, хотя для полной уверенности надо 21 млрд куб м хранить в ПХГ. Крупные трейдеры, памятуя административное вмешательство в работу рынка газа в начале 2021 г., также не особо торопятся закачивать газ в украинские ПХГ. Побаиваются, что в случае крайней необходимости их права распоряжаться газом могут ограничить. Правительство и Минэнерго уверяют, что этого не произойдет. Но особого прогресса пока не наблюдается. Впрочем, пару месяцев еще есть. Вопрос в цене.