Наш старый сайт

Менеджмент выбросов метана — драйвер триединой цели Парижского соглашения

Менеджмент выбросов метана — драйвер триединой цели Парижского соглашения

№50 (1243) от 14.12.202117.12.2021

Углекислый газ не единственный виновник изменений климата. На сегодня признана наиболее эффективная стратегия — сокращение наряду с CO2 и выбросов метана, имея от последних важнейшие сопутствующие выгоды: минимизацию энергетической бедности и проблем регионов при закрытии угольных шахт.

МНЕНИЕ

Метан является парниковым газом (ПГ), который за 20-летний период нагревает атмосферу в 85 раз больше, чем углекислый газ (СО2). При этом выбросы метана (CH4) от угольных шахт занимают четвертое место в мире (после нефтегазового сектора, полигонов отходов и животноводства), составляя 34% в энергетическом секторе.

Украина, имея 18.2% CH4 и 71.4% СО2 от всего объема выбросов ПГ в 2019 г., присоединилась к Глобальной инициативе по сокращению выбросов метана Global Methаne Рledge (GMP) на саммите COP26 в Глазго. Попробуем разобраться, как корреспондируется GMP с действиями, которые необходимо предпринять Украине.

Участники GMP (более чем 100 государств мира) обязались совместными усилиями уменьшить антропогенные выбросы CH4 по меньшей мере на 30% к 2030 г. во всех секторах.

Несложно спрогнозировать, что страны-члены Европейского Союза (ЕС) под эгидой Европейской Комиссии (ЕК) детерминируют свой индивидуальный и интегрированный вклад в обязательства GMP на базе Национальных планов по энергетике и климату 2020-2030 гг. (НПЭК). Это следует из ряда Коммюнике ЕК, которыми установлено, что НПЭК должны быть основой программирования национально определенных и на уровне ЕС взносов в Парижское соглашение с необходимостью включения всех секторов (не только энергетики) и составлять "инвестиционную дорожную карту", без которой планы станут "воздушными замками". Ближайшее обновление НПЭК (ЕК предусмотрены двухлетние периоды), вероятно, будет фундаментальным не только исходя из GMP, но также и нового пакета Fit for 55, Европейского Зеленого курса и Стратегии ЕС от 14.10.20 г. по сокращению выбросов метана. Последней установлено одним из приоритетов всесторонняя поддержка восстановительных работ на действующих и заброшенных шахтах угледобычи для устранения выбросов CH4, при этом в первую очередь за пределами Союза, где доминирует "черное золото".

Как изложенное выше должно проецироваться на Украину и в чем выгода!? Тем более, что отдельные эксперты даже заявляют о добровольности и необязательности выполнения украинской стороной GMP.

В этом контексте нельзя не вспомнить призыв Президента страны В. Зеленского, провозглашенный 1.12.21 г. в стенах Парламента, — "чтобы рядом со словом "Украина" всегда было слово "впервые". Украина стала первой страной, не членом ЕС, правительство которой приняло 6.12.17 г. (распоряжение №878-р) решение о необходимости НПЭК с опережением аналогичного заключения Совета Министров Энергетического Сообщества от 14.12.17 г.

Хотя украинский НПЭК пока так и не увидела общественность, есть в его контексте очередной шанс лидерства нашего государства с включением в положения плана масштабных действий по метану, уделяя внимание его утечкам с закрытых шахт. Последнее особо важно и перспективно, поскольку: а) в соответствии с выводами ЕЭК ООН выбросы CH4 продолжаются много лет, остаются неконтролируемыми и могут дать возможность использования чистого энергетического ресурса — метана заброшенных шахт (Abandoned Mine Methane); б) ЕК в своей Стратегии по сокращению выбросов метана нацелена поддерживать использование шахт, прекративших добычу угля, для производства остаточной энергии (сбор метана для местных нужд) и локального сохранения рабочих мест в узкоспециализированных угольных регионах с учетом Платформы справедливого перехода.

Следует обратить внимание, что в отличие от НПЭК, который должен определить источники и механизмы финансирования, формирование традиционных для Украины правительственных планов мероприятий нецелесообразно. Практическую безрезультативность последних демонстрирует и "План первоочередных мер по обеспечению дегазации угольных пластов действующих шахт, а также добыче и использованию газа метана из угольных месторождений", утвержденный постановлением Правительства №194 от 19.09.09 г., при том, что многие его пункты отображают выводы ЕЭК ООН от 19.08.19 г. в "Руководстве по передовой практике для эффективного извлечения и использования метана из заброшенных угольных шахт".

Для программы финансового обеспечения НПЭК, в т.ч. в части метана, актуально формирование Плана действий по технологиям, опираясь на соответствующие документы UNEP, а также важно аппроксимировать механизмы функционирования национальной системы финансовых услуг к международным и европейским стандартам, что позволит на льготных условиях привлечь внешние капиталы на импорт наилучших доступных технологий.

Целесообразно безотлагательно начать системные действия на национальном и международном уровнях.

Оксана МОРОЗ,
кандидат физико-математических наук,
в 2003-2020 гг. сотрудник Министерства энергетики

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции "ЭнергоБизнеса"