Наш старый сайт

Сервис для диктатуры

Сервис для диктатуры

№08 (1252) от 22.02.202223.02.2022

Пока украинские власти пекутся о демократии, Лукашенко куражится, а «Укргаздобыча» готова заплатить 1,4 млрд грн госкомпании из Беларуси

С начала ХХІ века добыча газа в Украине колеблется в диапазоне 18-21 млрд куб м. Мечты увеличить добычу не покидают украинцев, но существенного наращивания добычи нет, типичная стагнация. Впрочем, есть мнение, что в сложившихся обстоятельствах хорошо было бы удержать добычу на нынешнем уровне и не наделать глупостей. С последним это вряд ли получится. Яркий пример тому - государственная «Укргаздобыча», которая сегодня берет в подрядчики компанию из Беларуси, потенциально подсанкционную. 

Ни прироста, ни убыли 

Для начала стоит объяснить определенный скепсис по поводу существенного (и главное – быстрого) наращивания добычи природного газа в Украине. Это большая проблема, которая к деятельности одной УГД не сводится. Но главная причина - в Украине явная проблема с ресурсной базой и геологической разведкой. Чтобы нарастить добычу нужно не просто много бурить, а знать, где именно бурить. У нас проблема не в том, что некому бурить, а в том, что зачастую просто негде (см. «ЭнергоБизнес» №47 от 23.11.21 г.). 

 В этом плане Украина не Россия, а тем более не Катар или Иран. Инвесторы это прекрасно знают. Не нужно питать иллюзий, что красивыми слайдами и программами можно обмануть международные компании, которые на рынке были ещё до независимости Украины.     

Безусловно, даже для того, чтобы сохранить и развивать добычу на нынешнем уровне, можно и нужно проводить современные интенсификационные работы: переход на верхние горизонты, гидроразрыв, капитальные работы, установка дожимных компрессорных станций, когда можно эксплуатировать скважину на низких давлениях. Это все именно для поддержания добычи на стабильном уровне.

В «Укргаздобыче» этим занимаются. В частности, одним из способов стабилизации добычи на истощенных месторождениях стало забуривание бокового ствола (ЗБС). Это позволяет достичь участков газоносного пласта, ранее не задействованных вертикальной скважиной, а также запасов природного газа, добыча которых когда-то была невозможной.

Более того, в компании уже есть успешный опыт такой работы по интенсификации. «Нафтогазом»/«Укргаздобычей» были привлечены 4 самые большие нефтегазосервисные корпорации (Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и  Weatherford). С этими компаниями были заключены рамочные соглашения еще в 2018 г., а затем их продлили до конца 2021 г. 

Однако в 2021 г. работу с ними решили, как нам кажется, минимизировать, хотя американцы были заинтересованы в продолжении сотрудничества. Казалось, что все довольны: американцам - деньги, Украине - газ и серьезная реклама, так как бизнес “Большой четверки” в Украине - это имиджевый плюс сам по себе.  

Но почти под окончание срока действия рамочных соглашений с “Большой четверкой”, 5 ноября 2021 г. “Укргаздобыча” объявила тендер (4 лота) на более 2 млрд грн на выполнение работы по бурению боковых стволов. 

Все бы ничего, рынок у нас такой, конкурируют украинские, американские, румынские, китайские компании. Но тендер (3 лота) выиграла белорусская компания, у которой явные репутационные проблемы, - ООО "Сервис ОЙЛ”, входящая в орбиту белорусского концерна “Белоруснефть”. 

При этом, украинские компании предложили аналогичные услуги практически за такую же цену. Например, в одном из лотов, достаточно известная украинская компания предложила цену аж на 1 тысячу грн. дороже. (Для справки: в тендере участвовали, в частности «Украинская сервисная буровая компания-1» ТОВ «Навигатор комплект», БК «Горизонты» и «Спецмехсервис». В итоге, три лота отдадут «лукашенковской» госкомпании, а на один лот могут претендовать отечественные буровики. 

«Последний» диктатор и бизнес 

Белорусские компании давно работают в Украине, и довольно успешно. Хотя перепродавать Украине товары, сделанные из дешевого, «политического» российского сырья - дело не особо хитрое. В газодобыче Украины белорусы тоже работают успешно. Но теперь есть один нюанс - санкции Евросоюза и США. 

Постигла сия участь и “Сервис Ойл”. 2 декабря 2021 г. ЕС принимает 5-й пакет санкций против белорусского режима Александра Лукашенко, под которые, в частности, попадают "Белавиа", "Белшина", "Гродно Азот", "Химволокно" и "Белоруснефть". США, Великобритания и Канада санкции поддержали.

При этом нужно помнить, что в документах к тендерам “Укргаздобычи” компании-участники должны подтвердить, в том числе, что они не находятся ни под европейскими, ни под американскими санкциями. 

Также следует отметить, что сначала “Сервис ОЙЛ” отклонили, потому что компания  гарантировала соответствие предложения «техническим требованиям и качественным характеристикам» вместо «технических, качественных, количественных и других требований». Однако компания вернулась на торги через АМКУ. Админколлегия решила, что в “совокупности с другими гарантийными письмами жалобщик подтвердил все, что требовалось”. Надо сказать, что хороший в Украине Антимонопольный комитет, справедливый. 

 А что же сама «Сервис ОЙЛ»? За четыре дня после санкций, то есть 6 декабря 2021 г., компания сменила учредителя: “Белоруснефть” меняют на белорусскую компанию "Пуховичинефтепродукт", которая сегодня еще не под санкциями. Какие тут могут быть проблемы с “другими требованиями”!    

Словом, произошло банальное “переобувание” компании, чтобы увести "Сервис ОЙЛ” из-под санкционных рисков. Но это не главное, главное -  все украинские структуры искренне сделали вид, что этого не понимают.  

Кстати, менеджеры Александра Лукашенко,  являющегося  реальным “собственником” всех госкомпаний Беларуси,    делали так уже не раз. Например, летом 2021 г. Минск вывел саму «Белоруснефть» из попавшего под санкции США «Белнефтехима”. «Белоруснефть» перешла в подчинение правительству.  Еще один пример: в 2014 г. была проведена похожая операция с выводом «Беларуськалия» из «Белнефтехима».

Собственно, теперь “Белоруснефть” и попала под санкции, хотя раньше была выведена из-под их действий не очень хитрым способом.  Европейцы и американцы как бы ее “догнали”. Все, конечно, из-за миграционного кризиса, который Александр Лукашенко организовал для Литвы и Польши.  

Под тенью большой войны 

Смена учредителя является стандартной практикой ухода от санкционного давления. Таким образом учредителей можно тасовать как колоду карт. Всем это понятно. Всем, кроме «Укргаздобычи» и АМКУ, где сделали вид, что этого не поняли и не заметили, а про возможность санкций против белорусских госкомпаний после 2020 г. слыхом не слыхивали. По букве закона все вроде бы нормально, подсанкционный учредитель вышел из компании, с которой решила работать “Укргаздобыча”, а санкции задним числом не работают.   Начало тендера было ведь до введения санкций. 

Но такое решение несет несколько колоссальных рисков, которые просто несопоставимы с теми возможными выгодами, которые получит госкомпания и за которые не будет отвечать АМКУ. 

Во-первых, нет страховки от новых санкций, которые, кстати, могут быть спровоцированы новой волной миграционного кризиса весной или какими-то новыми причудами Александра Лукашенко. А то что “последний диктатор” будет куражиться и выбрасывать миру какие-то новые идеи  - это к гадалке не ходи. Он просто будет делать то, что и всегда.

Во-вторых, имидж. Наращивание работы в Украине американских и европейских компаний является позитивным сигналом для рынка и других игроков. Сказать такое про белорусские компании сейчас весьма сложно. Белорусские компании работают не по таким прозрачным стандартам, но, наверное, умеют лучше коммуницировать с партнерами постсоветского пространства. Для кого-то это, возможно, и хорошо, но для Украины не очень. 

И, наконец, третье: морально-политическая составляющая. Она далеко не самая главная, но все же она существует. Часто важнее не как есть, а как все это выглядит. 

В итоге получается, что Украина часто требует от Евросоюза, США и стран Европы санкций в энергетической сфере против “Газпрома”, блокирования Северного потока-2 и тому подобных вещей. От американцев всегда требуется значительно больше: санкций, оружия, помощи во вступлении в НАТО. Да, американцы еще могут и диктовать условия, как организовать антикоррупционные органы и как проводить конкурсы. Тут, конечно, сотрудничество с белорусами более удобно и понятно. Им плевать на наши какие-то там  САП или НАБУ. Главный белорусский антикоррупционер Беларуси давно решил “проблему коррупции”. Но если Украина призывает на помощь чужие принципы и ценности, то и самим как-то нужно их демонстрировать. Хотя бы сугубо для рекламы нашей “нормальности”.   

В общем, зачем такие потенциальные проблемы УГД - не совсем ясно. Как АМКУ можно было не заметить и не учитывать потенциальный санкционный шлейф белорусских компаний в Украине, можно только догадываться. 

Пока что спасает информационная повестка, нацеленная на военно-политическое измерение вокруг Украины. Проблемы газового бурения в Украине в этот момент вообще никого не интересуют. Однако это очень хорошая история, чтобы парировать аргументы Киева и его союзников в Европе по санкционному давлению на РФ в энергетике. Рано или поздно это заметят. 

PS. Когда верстался номер: Речицкий ГПЗ, который входит в РУП ПО «Белоруснефть», остановил отгрузку пропан-бутана в Украину, как минимум, до конца текущей недели.