Наш старый сайт

Тренд года — дороги. Тренд столетия — отходы

Тренд года — дороги. Тренд столетия — отходы

№41 (1234) от 12.10.202114.10.2021

Переработка золы и шлака в золошлаковые материалы

Энергокомпании заинтересованы в переработке золы и шлака — основных отходов угольных ТЭС — в разнообразные материалы.

Дмитрий ГЕНЗИЦКИЙ

 

Золоотвалы ТЭС — экологический груз 300

Опасны не зола и не шлаки сами по себе, а их скопление в огромных количествах в одном месте. Пыление и фильтрация золоотвалов — источник опасности для здоровья населения, растительного и животного мира близлежащих районов. Опасность представляют и золоотвалы, расположенные вблизи рек и озер, из-за возможного прорыва дамб. Энергокомпании эти риски не скрывают: золошлакоотвалы (ЗШО) требуют от них постоянного экологического контроля (в части пылеподавления, предотвращения инфильтрации в подземные источники и соседние водоемы) и значительных затрат на эксплуатацию.

Неудивительно, что операторы ТЭС хотели бы развернуть ситуацию в свою пользу — перевести ЗШО в золошлаковые материалы, а, значит, превратить отходы в доходы. Относительно успешно они справляются пока лишь с "золой уноса". А вот накопленные ЗШО или же вновь образуемая пульпа требуют нетривиальных решений. Один из путей — перевод угольных станций на систему сухого золошлакоудаления.

Золошлакоотвал Дарницкой ТЭЦЗолошлакоотвал Дарницкой ТЭЦ

Лед тронулся

ПАО "Центрэнерго" в конце 2020 г. направило обращение в Министерство инфраструктуры и Госагентство автомобильных дорог с просьбой рассмотреть возможность привлечения ресурсов золоотвалов тепловых электростанций компании в программе "Большое строительство".

"Мы приглашаем к сотрудничеству потенциальных партнеров, заинтересованных в отборе не менее 20 тыс т в месяц сухой золы уноса на каждой из ТЭС компании. Только при условии таких или более высоких объемов можно ожидать действительно результативных положительных изменений для окружающей среды", - отмечено в сообщении ПАО.

Технологий переработки золы и шлака — масса, желания у энергетиков — через край, но дальше обсуждений, принятия многочисленных программ и скромных попыток хоть как-то сократить ежегодные объемы накоплений, дело не движется.

Теоретически давно обоснована и экспериментально подтверждена возможность использования золы уноса ТЭС в качестве структурирующей добавки к битуму при производстве асфальтобетона.

Применение золобитумного вяжущего позволяет повысить теплостойкость асфальтобетона и его деформативную устойчивость при эксплуатации в летний период.

Золошлаковые материалы

Золошлаковые материалы — крупнотоннажные отходы тепловой генерации

Образование золошлакоотвалов — тяжелое бремя для ТЭС Украины с массивом накопления более 8 млн т в год. Из них 6 млн т — вклад ТЭС ДТЭК. Доля использования ЗШО по ДТЭК — 12.7% от их образования. Объем использования ЗШО в Украине — 1.5-35% от их образования (США — 41%; Индия — 50%; Китай — 65%; ЕС — 92%).

9 июля 2020 г. состоялось подписание Меморандума о содействии научно-техническому прогрессу в дорожной отрасли между "Укрметаллургпромом", Национальной ассоциацией дорожников Украины и Государственным научно-исследовательским институтом им. Н. П. Шульгина.

Меморандумом определены пути расширения базы материалов, в частности отходов горно-обогатительных и металлургических предприятий, а также разработка прогрессивных методов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.

Это прекрасный потенциал для дорожной отрасли, но об энергетиках забыли.

За более чем 50-летний период развития отрасли представлены сотни научных статей и патентов, десятки примеров реализации целого ряда технологических процессов применения отходов ТЭС и металлургического комплекса для дорожной отрасли, но, к сожалению, системно только в ЕС.

В 2015 г. подписан первый Меморандум о сотрудничестве между "ДТЭК Энерго" и организацией "Спільнота Соціально Відповідальний Бізнес" в сфере применения золошлаковых материалов Бурштынской ТЭС в дорожном строительстве.

Государственным дорожным научно-исследовательским институтом им. Н.П.Шульгина разработаны "Методические рекомендации по использованию золошлаковых материалов ДобрТЭС и БурТЭС".

Отраслевой нормативный документ СОУ 42.1-37641918-104:2013 "Золы-уноса и смеси золошлаковые тепловых электростанций для дорожных работ. Технические условия на использование ЗШМ в дорожном строительстве" утвержден только в 2013 г. В Украине нет масштабного опыта строительства дорог с использованием золошлаков, не сформирован рынок их потребления. Основными препятствиями являются консервативность сферы дорожного строительства и недостаточность финансирования программ, организационные изменения в структуре государственного управления дорожным строительством и отсутствие обязательных государственных законодательных стимулов на применение золошлаков.

4 декабря 2019 г. Кабмин Украины принял распоряжение №1420-р "О применении отходов производства в дорожном строительстве". Этот документ рекомендовал "Укравтодору" и региональным госадминистрациям использовать во время дорожных работ шлак и золу, их удельный вес должен составлять не менее 10%.

Бюро строительных решений и исследований ЧП "Конкорд"
+38 (063) 88 77 063; +38 (096) 226 08 05
www.dobro.org.ua

DO.BRO