Наш старый сайт

Светит, да не греет

Светит, да не греет

№1-2 (1245-1246) от 11.01.202214.01.2022

Чем мы схожи с Польшей, какие есть опасения в Германии и как нужно менять мышление относительно домашних СЭС

СПЕЦТЕМА: ДОМАШНИЕ СЭС

Европейскую политику стимулирования возобновляемой генерации принято считать примером для Украины. Но так ли все хорошо, стабильно и последовательно в европейских странах относительно микрогенерации — солнечных электростанций для частного потребления?

Kazdy kij ma dwa konce (польск. — палка о двух концах)

В то время, как в Украине почти 40 тыс частных домохозяйств установили солнечные электростанции для покрытия собственного потребления, в Польше этот показатель уже превысил 600 тыс. Для развития микрогенерации в стране польское правительство в 2021 г. апустило программу "Мое электричество (в оригинале — Moj Prad), в рамках которой предусмотрена компенсация 50% затрат частных домохозяйств (или до 5 тыс злотых) для установки домашней СЭС. Но потом желающих оказалось настолько много, что ограничили сумму до 3 тыс. Программа планировалась на 2019–2025 гг., субсидии для населения — 1 млрд польских злотых. Сумма в рамках Moj Prad в 2021 г. составляла 534 млн польских злотых или около $131.4 млн. Вся информация о получателях помощи, размере субсидии, местонахождении станций опубликована в открытом доступе, что подтверждает правомерность начисления помощи польским гражданам.

Стоит указать, что помощь в рамках правительственного проекта предоставляется только для покрытия затрат на установки мощностью от 2 до 10 кВт, в то время как максимальное ограничение для частных СЭС по техническим условиям — 30 кВт. То есть такая ограниченная мощность позволяет программе Moj Prad сосредоточиться только на тех просьюмерах, которых, в первую очередь, интересует собственное потребление, а не заработок на "зеленом" тарифе. Но даже этой мощности достаточно для направления выработанной "зеленой" электроэнергии днем в сеть, т.е. в максимальные часы солнечной активности. Поляков, в чем-то похожих на украинцев, заинтересовала эта методика заработка. К тому же польские банки охотно выдают кредиты под нужды домашней микрогенерации.

Как указывает польский журналист Адам Гжешак, на сегодня польские просьюмеры могут использовать электросети как виртуальный накопитель энергии — 80% электроэнергии, которую домохозяйство пустило в сеть, можно использовать в обратном порядке в любой период на протяжении года, по методу Net Metering. А. Гжешак указал, что этот расчет уже прекращает свое действие и просьюмеры будут продавать свои излишки по оптовой цене, а закупать дефицитные кВтч — по розничной. Эти перемены вызвали множество споров в польском обществе, ведь, по сути, они сокращают мотивацию домохозяйств устанавливать СЭС на крышах своих домов.

Также, по данным журнала Polityka, польские энергетики уже беспокоятся о балансировке энергетической системы в связи с резким ростом установленной мощности СЭС, как коммерческих, так и частных. Резкое увеличение "капризной" ВИЭ-мощности должно быть застраховано традиционной генерацией. В рамках углеродно-нейтральной политики Европы, балансирующими мощностями послужит газовая генерация.

Президент польского Института возобновляемой энергетики Гжегож Вишневский указывает на то, что население начало устанавливать домашние СЭС не из-за беспокойства об окружающей среде, а именно из-за финансовой составляющей — возможности заработать. Г. Вишневский возмущен тем, что в рамках механизма Net Metering ставится акцент на то, что просьюмеры могут использовать сеть как бесплатный накопитель энергии. Ведь, по его словам, использование сети не может быть бесплатным, и энергосистема требует срочных инвестиций из-за увеличения мощности СЭС. При финансировании домохозяйств, нужно думать и о финансировании развития электросетей, которые будут обеспечивать всю работу ВИЭ-мощностей.

Решением этой проблемы станет стимулирование к установлению систем накопления энергии и выход просьюмеров в свободный конкурентный рынок с ценами, которые зависят от спроса и предложения, а не установленных тарифов для населения и субсидий.

Интересно, что польские эксперты оценивают ситуацию с мощностями в СЭС, как приближающуюся к критической. Это вызвано отсутствием четкой программы, в которой были бы прописаны не только механизмы субсидирования населения для установки частных СЭС, но и инвестирования в электросети, новые технологии для балансировки энергосистемы, в частности, в маневрирующую генерацию. Сейчас в Польше процент газовой генерации совсем небольшой — около 6%, преобладающей частью остается угольная генерация. ТЭС на угле тоже относят к маневрирующим мощностям, но они уже не вписываются в концепцию "зеленого" перехода, в отличие от газовых. Соответственно, Польша будет вынуждена тратиться и на развитие этого сектора.

Польская ситуация чем-то похожа на украинскую, только пока мы еще не вышли на стадию массового финансирования населения для установки частных СЭС, но в планах это уже есть.

"Зеленый" тариф для СЭС на крыше

Солнечные электростанции частных домохозяйств, как средство заработка, подвязаны напрямую под "зеленый" тариф. И так будет продолжаться пока ВИЭ-генерация не выйдет в рынок полноценно. Например, в Германии просьюмеры начали беспокоиться еще в прошлом году, поскольку снижение "зеленого" тарифа для СЭС ударило по желанию немцев устанавливать больше СЭС на своих крышах. Даже в Германии потребителей больше волнует заработок, нежели "зеленый" переход. Если ранее, в 2019 г., при более высоких ценах на оборудование, СЭС 10 кВт давала доходность около 3.4%, то сейчас этот показатель снизился до 2%. А станции с минимальной мощностью станут и вовсе не рентабельными.

В таком случае нужно изменить парадигму мотивации касательно установления СЭС на собственном доме. Просьюмеры должны перейти от мнения, что домашняя станция — это, в первую очередь, заработок, к ориентации на энергонезависимость своего дома и сокращение финансовой нагрузки для оплат своим поставщикам электроэнергии. Имея собственный источник энергии, потребитель становится независимым от цен на газ или уголь, и более стабильным в своих затратах и счетах за электричество или отопление.

Евроопыт

Увеличение установленной мощности СЭС частных домохозяйств хоть и имеет ряд угроз, но в условиях качественного риск-менеджмента все негативные последствия можно предотвратить. В Украине еще не достигнут европейский пик по солнечной генерации. С одной стороны, у нас меньший процент возобновляемой энергетики, мы пока зависимы от угля, и украинские мощности требуют огромных финансовых вложений — новые атомные энергоблоки, газовая маневрирующая генерация, модернизация ТЭС на угле. С другой стороны, временной лаг от развитой Европы позволяет нам больше сконцентрироваться на угрозах и рисках, оценить и предотвратить их. Для этого нужно, помимо субсидий и выплат населению, модернизировать систему электросетей, проводить реконструкцию линий электропередачи и подстанций. Украина на правильном пути, поскольку уже работает система RAB-тарифов для операторов систем распределения, и компании уже могут оценивать влияние будущих установленных мощностей домашней генерации и развивать систему в рамках своей территории влияния.

Стоит отметить, что "зеленый" тариф в Украине будет работать только до 2030 г., после — свободный рынок. Но пока нет стратегий относительно роли бытовых потребителей в этом рынке. Если население и далее будет платить за электричество по льготному тарифу, нам не удастся выйти на высший уровень энергетической независимости, поскольку без "зеленого" тарифа и с низкой ценой электричества для населения абсолютно пропадает мотивация вкладывать в солнечные панели, системы накопления энергии и другие энергоэффективные технологии. И тогда принципы "зеленого" перехода для Украины могут остаться лишь на бумаге.

Читайте также: 

Александр ОНИЩЕНКО: "Наименьшей мощности частной СЭС достаточно для компенсации потребления домохозяйства"

СОЛНЦЕ В РАЗГАРЕ. Домашние СЭС становятся новой бизнес-моделью и частью "зеленого" перехода в современном мире энергорешений